Несколько сервисов, таких как почта, новости, форумы, чаты, каталоги сайтов, объединенные в рамках одного ключевого сервиса (например, поиска) называются порталом. Примером портала могут служить поиск Яндекса (http://www.yandex.ru). Другой пример – Mail.Ru (http://www.mail.ru) – портал, где ключевым сервисом является почта.
Порталы ориентированы на очень большое число (в идеале – на всех) пользователей. Это очень крупные сайты, способные выдерживать сотни тысяч (иногда – миллионы) посещений в сутки. Иногда, большие тематические сайты с разветвленной структурой, содержащие форумы, чаты и даже почтовый сервис, называют порталами. Однако если большая часть ссылок этого сайта ведет на его внутренние ресурсы, то называть такой сайт "порталом" не вполне правильно.
Мы рассмотрели несколько типов сайтов, которые являются "классическими", они появились почти одновременно с развитием Интернета. Так было примерно до эпохи Веб 2.0, когда возникли новые концепции, изменившие облик современного Интернета.
Термин "Веб 2.0" обычно связывается с выходом статьи Тима О'Рейли "Что такое Веб 2.0 (Tim O'Reilly — What Is Web 2.0), опубликованной 30 сентября 2005 года. На русском языке перевод этой статьи доступен на сайте "Компьютерра online": http://www.computerra.ru/think/234100/ Далее последователи с воодушевлением принялись использовать этот термин. Для разработчиков веб-сайтов соответствие эпохи Веб 2.0 означает использование определенных концепций, стандартов и даже элементов оформления. Для пользователей эпоха ознаменовалась новыми сервисами, которые получили заслуженную популярность. Именно их мы сейчас и рассмотрим.
В классической русской литературе 19 века нередко можно встретить описание того, как герои и героини романов вели дневники. Страсти, интриги, переживания – все это доверялось бумаге, причем дневник чаще всего велся для себя.
Двадцатый век советской эпохи содержал множество атрибутов, в том числе и стенгазеты. Стенгазеты выпускались и создавались на фабриках и заводах, в школах и ВУЗах, в библиотеках и клубах. Стенгазета, как элемент средства массовой информации, в сочетании с локальной тематикой и сюжетами, была мощным средством воздействия на сознание.
Что будет, если предоставить каждому желающему вести свою персональную стенгазету? А всем остальным дать возможность оставлять комментарии к заметкам? Добавить возможность объединяться по тематическим сообществам? И самое важное – предоставить стенгазетчикам возможность создавать списки друзей, с удобным чтением новых заметок и комментариев к ним? Получится сервис Живых журналов (ЖЖ), который родившись в 1999 году, получил распространение и известность уже в 21 веке (рис. 1.14):
По данным статистики (http://www.livejournal.com/stats.bml) на 7 июня 2008 года всего зарегистрировано более 15 миллионов пользователей живых журналов. Россия стоит на втором месте (после США) по общему числу пользователей. Средний возраст владельцев живых журналов – от 16 до 24 лет. Однако не следует считать это явление исключительно юношеским занятием. Многие известные люди (http://ru.wikipedia.org/wiki/Известные_люди_Живого_журнала) также ведут свои дневники.
Ведение живого журнала это не только средство самореализации. Включение в рейтинги поисковых систем, например, Яндекса (http://blogs.yandex.ru/top/) записей и журналов означает возможность определять владельцев популярных блогов (рис. 1.15):
Рис. 1.15. Рейтинг Яндекса блогов рунета.
Для пользователей, чьи блоги пользуются популярностью, возможно получение доходов от размещения рекламы. Впрочем, многие владельцы популярных блогов используют живой журнал как средство общения с аудиторией, нежели как средство зарабатывания денег. А самым популярным блогом, вот уже несколько лет, является дневник фотографа Адагамова Рустема (http://drugoi.livejournal.com/), который размещает в своих записях фотографии разнообразных уголков Земли, сопровождая их небольшими комментариями (рис. 1.16):
Удивительно, но эдакий электронный аналог журнала "Вокруг Света" стал и продолжает оставаться самым посещаемым блогом.
Успех персональных блогов, их значительное влияние на пользователей Интернета, привели к тому, что компании стали вести корпоративные блоги. Таким примером может служить блог Яндекса (рис. 1.17):