Компании, которые ведут корпоративные блоги, делают свою деятельность более прозрачной, а значит более привлекательной для клиентов. Наличие обратной связи также улучшает деятельность компании. Вместе с тем, из-за того, что посетители могут оставлять нежелательные или даже нецензурные комментарии, которые не всегда можно оперативно удалять, большинство компаний Рунета пока еще с опасением относятся к идее вести корпоративные блоги. Существуют также и другие причины – неполная ясность, о чем можно писать в таких блогах, возможность выноса "сора из избы", возможность стать объектом критики, словом, пока ведение корпоративных блогов не становится популярным занятием.
Если один пользователь может вести один журнал, то почему бы нескольким пользователям не попробовать вести этот же самый журнал? Такая идея лежит в основе коллективных блогов, когда множество пользователей оставляют заметки (рис. 1.18):
При совместном наполнении блога возникает проблема регулирования материалов. Она решается введением репутации, которая на сленге называется кармой. Спустя некоторое время после регистрации пользователь получает возможность оставлять комментарии, которые по ходу чтения оцениваются другими пользователями. Каждый положительный голос увеличивает репутацию (поднимает карму), каждый отрицательный – уменьшает. После набора необходимого количества кармы пользователь получает возможность публиковать сообщения, которые также оцениваются другими посетителями. Если пост большинством голосов признается неудачным, то он автоматически удаляется. Такова общая идея саморегуляции коллективных блогов. В этом плане они коренным образом отличаются от форумов, где за порядком следят модераторы – ограниченный круг людей, несущих "дежурство". В коллективных блогах модераторы, конечно, тоже есть, но их вмешательство не является главным регулирующим механизмом. Более того, зачастую их действия воспринимаются негативно, поскольку они противоречат общему мнению.
О чем можно вести коллективный блог? О чем угодно. Упоминавшийся Dirty.ru содержит подборку самых разных новостей, мнений, представлений, обзоров, аналитики. Каждое сообщение (пост) содержит краткую аннотацию и ссылку на подробную новость. Общественность, голосованием выбирая самые интересные посты, может читать только то, что нравится большинству. В этом плане коллективные блоги также коренным образом отличаются от редакций онлайн-газет и журналов, где материалы формируются редакцией.
При подобном голосовании, конечно, становится важным личность каждого пользователя. Поэтому возникают идеи создания закрытых коллективных блогов, даже чтение которых доступно только для ограниченного числа пользователей. Наиболее известным примером такого рода служит Лепрозорий (http://leprosorium.ru/), где стать новым пользователем можно только по приглашению (инвайту) от других членов блога.
Самый известный коллективный блог, посвященный тематике информационных технологий – это Хабрахабр (http://habrahabr.ru/) (рис. 1.19):
Этот сайт, организованный по всем правилам коллективных блогов, давно стал стартовой страницей многих IT-шников. В самом деле, вместо самостоятельных поисков интересных новостей можно прочитать уже отобранную сообществом подборку. Кроме того, на этом блоге часто размещаются уникальные, авторские материалы, которые представляют большой интерес.
Как заставить миллионы пользователей разместить в Интернете свои реальные фамилии, имена, фотографии, краткую информацию? Создать супер-популярный сайт, где будет регистрация только по паспорту? Предложить розыгрыш призов? Предоставить возможность человеку стать популярным? Нет, для решения этой задачи вполне достаточно просто позволить пользователям предаться ностальгическим воспоминаниям.
Сайт Одноклассники.Ru (http://odnoklassniki.ru/) – самый популярный, самый яркий и классический пример социальной сети (рис. 1.20):