Изобретение Гуттенбергом в 1441году печатного станка ознаменовало начало эры книгопечатания. На протяжении второй половины 15 века типографские предприятия распространяются по всей Европе. Первое напечатанное рекламное объявление – о продаже молитвенника (Лондон 1472 год) на дверях церкви.
Основателем печатной рекламы в Европе считают врача Теофраста Реностно, открывшего в 1630 году в Париже справочную контору, печатающую рекламные объявления во «Французской газете» (1650год – объявление о награде за указание местонахождения похищенных 12 лошадей). Позже объявления торгового характера – информационные.
Вскоре стиль и тон объявлений меняются, используются сюжетные и оформительские приемы.
На стенах домов появляются не только рукописные тексты, но и печатные листовки. Также иногда объявления выставляются на всеобщее обозрение на конце расщепленной палки (транспаранты).
В США рекламное дело начинает развиваться при Франклине после 1729 года. В 1839 году изобретен фотоаппарат (Кодак), рекламный текст дополняется фотоиллюстрациями.
1844 – изобретение телеграфа (связь отдаленных районов с центром). Реклама становится одним из методов неценовой конкуренции.
19 век – рекламой стали заниматься специализированные фирмы и агентства. Их функции: скупка газетных площадей и их перепродажа рекламодателям; тексты составляют сами рекламодатели.
1890 год – агентство «Айер и сын» занимаются составлением рекламных текстов и проведением рекламных кампаний.
Одна из особенностей рекламного бизнеса в последние 10-15 лет - создание международной сети рекламных агентств.
10-11 века, Киевская Русь, профессиональные глашатаи – зазывалы (затаскивали прохожих в торговые лавки, вплоть до 19 века). 19 век – офени и коробейники были одновременно продавцами и глашатаями.
18-19 века народные картинки – лубки. Лубочная реклама широко используется во времена Петра 1 (1672-1725): популяризация табака, прививки от оспы (социальная реклама).
В начале 18 века появляются печатные плакаты.
18-19 века – эволюция печатной рекламы, как в Европе.
1660 прообраз современных СМИ – газета «Куранты» (для царя и придворных).
1830 год – газета «Губернские ведомости» имеет исключительное право печатать частные объявления, вплоть до 1860года.
К началу 20 века реклама в прессе уже была высокоразвитой сферой рекламного бизнеса. В качестве рекламоносителей использовались газеты, журналы, справочники.
Важнейшим средством коммерческих коммуникаций 18 – 19 веков являлась вывеска.
В условиях формирования всероссийского рынка большая роль принадлежит ярмаркам. Макарьевскую ярмарку, сгоревшую в 1816 году, сменила Нижегородская.
К концу 19 – началу 20 веков роль ярмарок резко падает в связи с окончательным формированием всероссийского рынка, развитием сети ж/д и налаживанием постоянных хозяйственных связей между товаропроизводителями. В первой половине 19 века в России начинают проводиться выставки. (1829 год С.- Петербург – Первая общенациональная промышленная выставка.)
1878 год в России организовывается первое рекламное агентство Людвига Метцля. Основная масса дореволюционных рекламных агентств специализировалась на определенном виде рекламной продукции.
Середина – конец 19 века стали периодом реализации активной марочной политики крупнейших российских товаропроизводителей. Специфическая черта российского «брендинга» - использование в марочном названии фамилии владельца фирмы-производителя (или продавца). Пример, Брокар, Фаберже, Абрикосов. Активно рекламировались на российском рынке и иностранные торговые марки – «Мерседес», «Кодак», «Жилет», «Зингер», и др.
В 1896 году в России был принят закон об охране товарных знаков. Закон не содержал определения товарного знака, но включал длинный перечень того, что могло быть товарным знаком.