Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 РГ. 2000. 11 июля.
2 СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2750.
3 СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1780.
4 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1061.
5 СЗ РФ. 2004. № 29. Ст. 2880.
6 СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
7 СЗ РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.
8 См.: РГ. 2003. 5 февр.
9 СЗ РФ. 2000. № 1. Ст. 101.
10 СЗ. РФ. 1996. № 52. Ст. 5912.
11 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 173.
12 Ведомости Верховного Совета СССР. 1975. № 27. Ст. 404.
13 СЗ РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.
14 См.: РГ. 2003. 5 февр.
15 СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2743.
16 СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 565.
17 См.: РГ. 2002. 7 февр.
18 См.: РГ. 2004. 13 июля.
19 СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4017.
20 СЗ РФ. 1999. № 40. Ст. 4819.
21 См.: Международная жизнь. 2002. № 8. С. 38.
22 СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.
23 См.: Министр ждет вас// РГ. 2005. 18 июля.
24 См.: Итоги. 2002. № 6 (296). 12 февр.
25 ВСНД и ВС РСФСР. № 52. Ст. 1889.
26 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
27 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
28 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5012.
29 См.: Тихенко Г. Дипломатическая служба. От посольского приказа до МИД РФ. Историческая хроника // Международная жизнь. 1993. Февр. С. 125, 126.
30 См.: Министр ждет вас// РГ. 2005. 18 июля.
31 См.: Тихенко Г. Указ. соч. С. 126.
32 СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4364.
33 См.: Выступление Президента РФ на встрече с руководящим составом дипломатической службы МИД России 26 января 2001 г. // Дипломатический вестник. 2001. № 2. С. 10.
34 См.: Выступление Президента РФ на совещании послов и постоянных представителей МИД России 12 июля 2002 г. // Международная жизнь. 2002. № 8. С. 38.
35 См.: Выступление Президента РФ на пленарном заседании совещания послов и постоянных представителей России 12 июля 2004 г.// РГ. 2004. 13 июля.
По мере укрепления в России демократических институтов и происходящего в рамках данного процесса совершенствования правовой системы страны неизбежно возрастают роль и значение органов юстиции, расширяется сфера их деятельности. Это происходит не только за счет появления у органов юстиции новых полномочий, обусловленных изменениями в законодательстве, но и за счет перераспределения полномочий, ранее входивших в компетенцию других федеральных органов исполнительной власти, например Министерства внутренних дел РФ или Министерства экономического развития и торговли РФ. Одновременно Минюст России передал значительную часть долгое время принадлежавших ему полномочий по организационному обеспечению деятельности судов Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, образованному в соответствии со ст. 31 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».1
Как видно, положение Минюста России претерпело существенные изменения. Поэтому вполне закономерно, что численность аппарата органов юстиции значительно возросла. На расширенной коллегии Минюста России, которая состоялась 31 января 2000 г., приводились следующие данные: всего в системе министерства работает около 400 тыс. человек.2 Четко просматривается тенденция укрепления в России системы органов юстиции, которые реализуют задачи по укреплению законности, обеспечивают защиту конституционных прав и свобод граждан. Вот почему становится актуальным вопрос о законодательном закреплении единой системы органов и учреждений юстиции на всей территории Российской Федерации.
Административная реформа, проводимая в России, не могла не затронуть систему органов и учреждений юстиции, которые подверглись значительной трансформации. В результате преобразований в систему Министерства юстиции РФ кроме собственно Минюста России также вошли подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов.
Минюст России занимает особое положение в системе федеральных органов исполнительной власти. Министерство имеет многовековую историю и является одним из старейших в стране. Оно было образовано в числе первых российских министерств еще в 1802 г. Министр юстиции по должности являлся генерал-прокурором Российской империи, под эгидой которого состояли и суды, и адвокаты, и нотариат. Примечательно, что первым министром юстиции Российской империи в 18021803 гг. был выдающийся русский поэт и государственный деятель Г. Р. Державин.3 С момента образования Министерство юстиции прошло сложный путь, но всегда оставалось одним из главных инструментов по укреплению и развитию российской государственности, обеспечению законности и становлению гражданского общества.4
В настоящее время Минюст России действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.5 Согласно Положению Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»6 Минюст России относится к федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет непосредственно глава государства.
Основными задачами Минюста России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Минюст России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В структуру центрального аппарата Минюста России, исходя из его компетенции, входят девять департаментов:
1) социального и гражданского законодательства;
2) государственной политики в сфере федеральной юстиции;
3) международного права и сотрудничества;
4) правового регулирования, анализа и контроля деятельности подведомственных федеральных служб;
5) ресурсного обеспечения;
6) организации, координации и контроля;
7) экономического законодательства;
8) конституционного законодательства и законодательства о безопасности;
9) управления и государственной службы.
Минюст России имеет специализированное печатное издание Бюллетень Министерства юстиции РФ.
Важнейшая функция, которую Минюст России осуществляет в постсоветский период, обеспечение единства правового пространства Российской Федерации. Эта функция тем более важна, что для России как федеративного государства продолжает сохранять актуальность проблема обеспечения соответствия федерального и регионального законодательства. Завершается процесс приведения законодательства субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами. Проведенный Минюстом России анализ регионального нормотворчества свидетельствует: около 20% принимаемых в субъектах Федерации актов противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Если в 1999 г. Минюстом России была проведена юридическая экспертиза свыше 2000 актов регионального законодательства, подготовлено более 300 заключений о несоответствии актов субъектов РФ федеральному законодательству,7 то в 2000 г. было проанализировано уже 23 800 правовых актов, из них выявлено около 4 тыс. незаконных.8 В целях дальнейшего решения проблемы обеспечения единого правового пространства был издан Указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации».9 В соответствии с Указом создан федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов РФ, ведение которого возложено на Минюст России. Высшим должностным лицам субъектов РФ предписано обеспечить направление в Минюст России копий нормативных правовых актов субъектов РФ в семидневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются нормативные правовые акты субъектов РФ. Данные акты подлежат включению в федеральный регистр нормативных актов субъектов РФ. Кроме того, Минюст России проводит их правовую экспертизу. В перспективе Минюст предполагает закладывать в регистр нормативных правовых актов также акты всех муниципальных образований.
Российское законодательство имеет важную особенность. Многие федеральные законы не являются правовыми актами прямого действия. Органы исполнительной власти, главным образом федеральные министерства, а в случае предоставления им в установленном порядке соответствующего полномочия и федеральные службы и агентства издают подзаконные нормативные правовые акты, по существу конкретизирующие нормы законов. В рамках собственной исполнительно-распорядительной деятельности органы исполнительной власти также издают значительное количество правовых актов управления, в том числе нормативного характера. Приходится признать, что так называемое «ведомственное» нормотворчество получило в России весьма широкое распространение. Вот почему значимым направлением деятельности Минюста является государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также некоторых государственных органов и учреждений. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 64210 на Министерство юстиции РФ возложены функции контроля за соответствием ведомственных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, правовым актам Президента РФ и Правительства РФ. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009.11 Порядок применения данного постановления определяется в Разъяснениях, утвержденных приказом министра юстиции РФ от 14 июля 1999 г. № 217.12 Государственной регистрации в Минюсте России подлежат только те нормативные правовые акты, которые затрагивают права и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организаций; имеют межведомственный характер. Так, по данным Минюста России, в первом квартале 2005 г. зарегистрировано 152 нормативных правовых акта, которые приняли федеральные службы и агентства.13
Государственная регистрация нормативного правового акта это совокупность неразрывно связанных между собой действий регистрирующего органа. Она включает в себя: юридическую экспертизу соответствия правового акта законодательству Российской Федерации; присвоение регистрационного номера; занесение правового акта в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Ведение Государственного реестра осуществляет Минюст России. Государственная регистрация правовых актов производится Минюстом в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости этот срок может быть продлен, но не более чем на 10 дней. Зарегистрированному нормативному акту присваивается регистрационный номер. Его копия подлежит официальному опубликованию. В государственной регистрации нормативного правового акта может быть отказано, если при юридической экспертизе будет установлено его несоответствие законодательству Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации должен быть мотивированным.
По данным Минюста России, на 1 января 2000 г. было зарегистрировано свыше 2 тыс. нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.14
С 2001 г. полномочия Минюста России по государственной регистрации нормативных актов были заметно расширены. Наряду с актами федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 20 марта 2001 г. № 31815 Минюст России осуществляет правовую экспертизу и государственную регистрацию актов, издаваемых Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования РФ и Государственной хлебной инспекцией при Правительстве РФ. Их правовая экспертиза и последующая государственная регистрация производятся в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Значительный объем полномочий в области регистрации осуществляет Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), действующая на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.16
Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), подведомственная Минюсту России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений и политических партий, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.
Основными задачами Росрегистрации являются:
1) обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений и политических партий;
3) контроль и надзор в сфере адвокатуры и нотариата;
4) контроль деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
5) управление территориальными органами Росрегистрации (территориальные органы).
Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы (например, Управление Федеральной регистрационной службы по Москве).
Росрегистрация взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В России, как и в любом другом демократическом государстве, гарантируется и защищается право собственности, в том числе на недвижимое имущество. После вступления в силу Федерального закона от 27 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»17 на учреждения юстиции была возложена функция государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним. Согласно ч. 1 ст. 2 данного Федерального закона государственная регистрация это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Государственная регистрация проводится учреждением юстиции (после проведения мероприятий административной реформы 2004 г. территориальным органом Росрегистрации) на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На территории регистрационного округа действует только одно соответствующее учреждение юстиции (территориальный орган Росрегистрации). Регистратор прав на недвижимое имущество и сделок с ним является государственным служащим, который назначается на должность и освобождается от должности Минюстом России по согласованию с органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Регистрация удостоверяется свидетельством. За нее взимается плата. Правила ведения реестра и форма свидетельства утверждены постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219.18 Государственная регистрация носит открытый характер. Информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляется учреждениями юстиции (территориальными органами Росрегистрации) за плату, размер которой устанавливается субъектами РФ, однако он не должен превышать максимальный размер, установленный Правительством РФ.
Минюстом России проделана большая работа по организации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которая уже дает значительные результаты. В начале 2000 г. на территории России действовало 1375 филиалов и представительств учреждений юстиции по регистрации прав и в них работало 11 тыс. сотрудников, в том числе более 2 тыс. регистраторов прав, назначенных Минюстом и его территориальными органами. По состоянию на конец декабря 1999 г. учреждениями юстиции было зарегистрировано уже 5,5 млн прав, ограничений и иных сделок с недвижимостью.19 Дальнейшее укрепление и развитие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним позволит упорядочить рынок недвижимости, что, в свою очередь, будет служить важной дополнительной гарантией защиты закрепленного Конституцией РФ права собственности.
Относительно новым направлением деятельности Минюста России является управление уголовно-исполнительной системой. История отечественной уголовно-исполнительной системы как единой централизованной структуры управления ведет свой отсчет с 12 марта 1879 г., когда в аппарате тогдашнего Министерства внутренних дел появилось Главное тюремное управление. До этого систему централизованного управления в сфере исполнения наказаний заменяли собой губернаторы. На протяжении более чем столетия Министерство юстиции делило данную функцию с Министерством внутренних дел. Уголовно-исполнительная система периодически то передавалась в ведение Министерства юстиции, то вновь возвращалась Министерству внутренних дел. Впервые такая передача состоялась в соответствии с Законом Российской империи от 13 декабря 1895 г., когда Главное тюремное управление было выделено из состава Министерства внутренних дел и присоединено к Министерству юстиции с присвоением министру юстиции звания президента попечительского совета о тюрьмам.20 В прошлом Министерство юстиции руководило уголовно-исполнительной системой трижды: в 18951922, 19301934, 19531954 гг.
После вступления России в Совет Европы произошла окончательная передача уголовно-исполнительной системы из ведения МВД России в ведение Минюста России. Она проводилась в соответствии с рекомендациями Кабинета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах. Начало передаче было положено Указом Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»,21 согласно которому была создана специальная правительственная комиссия. В дальнейшем Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. № 90422 уголовно-исполнительная система МВД России с входящими в ее состав центральными территориальными органами, предприятиями, организациями и имуществом окончательно была передана в ведение Минюста России.
В результате мероприятий административной реформы была образована и выделена из Минюста России Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) как самостоятельный федеральный орган исполнительной власти. Она действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. Согласно Положению Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране, конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
ФСИН подведомственна Минюсту России. Основными задачами Службы являются:
1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых;
2) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания;
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений и следственных изоляторов;
5) охрана и конвоирование осужденных, лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию России, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
8) управление территориальными органами федеральной службы и непосредственно подчиненными учреждениями.
В настоящее время в состав российской уголовно-исполнительной системы входят: Федеральная служба исполнения наказаний; 88 территориальных органов уголовно-исполнительной системы, в том числе 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности (управление лесных исправительных учреждений), учреждения, исполняющие наказания. Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы на 1 января 2000 г. составляла 328 тыс. человек, из них свыше 100 тыс. сотрудников заняты охраной, этапированием и конвоированием обвиняемых, подсудимых и осужденных к лишению свободы. В числе главных задач, которые стоят перед Минюстом России применительно к деятельности уголовно-исполнительной системы, создание соответствующих международно-правовым стандартам условий содержания, особенно в следственных изоляторах, соблюдение конституционных прав осужденных и подследственных на охрану здоровья. Последовательное проведение данных мероприятий позволит обеспечить дальнейшую гуманизацию уголовно-исполнительной системы.
Закрепление в ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей способствовало укреплению и развитию судебной системы, повышению ее значения и авторитета в жизни общества и государства. Судебная система становится эффективным инструментом защиты прав и свобод человека и гражданина, приоритет которых провозглашен в российской Конституции. Однако ожидаемый результат судебной реформы вряд ли будет достигнут без создания действенного механизма исполнения судебных решений, вступивших в законную силу. С этой целью в России создана служба судебных приставов. Согласно ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»23 Минюст России образует службу судебных приставов. В результате мероприятий, проводимых в рамках административной реформы, Федеральная служба судебных приставов выделилась в качестве самостоятельного органа исполнительной власти. Она действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.24
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. Служба подведомственна Минюсту России. Ее основными задачами являются:
1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;
3) управление территориальными органами службы.
Судебные приставы в зависимости от исполняемых обязанностей подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих вступившие в законную силу судебные решения. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. установлена предельная численность работников Федеральной службы судебных приставов (центральный аппарат) 215 единиц и работников территориальных органов службы 44 831 ед.
Служба судебных приставов последовательно укрепляется, и, как следствие, повышается отдача от ее работы. Благодаря мерам, принятым политическим руководством страны, удалось повысить эффективность работы Службы судебных приставов. По данным Минюста России, в настоящее время исполняются две трети дел, находящихся у них в производстве. Служба работает в весьма напряженном ритме. Средняя нагрузка на одного пристава-исполнителя составляет 250 исполнительных производств. Данный показатель говорит о необходимости дальнейшего укрепления кадрового состава службы судебных приставов и совершенствования ее материально-технического обеспечения, а также о наделении ее должностных лиц некоторыми дополнительными полномочиями. В пользу этого также говорит то обстоятельство, что после вступления в силу с 1 июля 2002 г. КоАП РФ судебные приставы стали активными участниками административно-юрисдикционного процесса. Согласно п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ они наделены правом составлять протоколы по 11 составам административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти и порядок управления.
Кроме того, Минюст России выступает с инициативой о наделении Службы судебных приставов правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность.25 Наличие такой функции позволит ей, в частности, самостоятельно вести розыск арестованного имущества должника. Указанная инициатива обсуждается в Правительстве РФ. Однако окончательное решение по существу вопроса пока не принято. Есть основания полагать, что соответствующее решение все же состоится, когда вступит в силу федеральный закон о правоохранительной службе Российской Федерации. Его разработка и принятие предусмотрены реформой государственной службы, проводимой в Российской Федерации.
Неотъемлемым атрибутом демократического государства является свободная, основанная на законе деятельность общественных объединений. Именно они в решающей степени обеспечивают идеологическое и политическое многообразие, которое присуще гражданскому обществу. Конституция РФ закрепляет среди прав человека и гражданина право на объединение (ч. 1 ст. 30), а также провозглашает равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13). Демократизация всех сфер общественной жизни, которая произошла в постсоветский период, привела к резкому росту числа общественных объединений, повышению их роли и значения во всех сферах общественной жизни страны. При этом наблюдается устойчивая динамика роста числа общественных объединений. Если за период с 1991 по 1997 г., по данным Минюста России, было зарегистрировано 65 597 общественных объединений, из которых более 5 тыс. это партии и движения, то на 1 февраля 2001 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 153 тыс. общественных объединений различных организационно-правовых форм и свыше 17 тыс. религиозных организаций 60 конфессий. До недавнего времени непосредственно в Минюсте России зарегистрировано 3785 общественных объединений. Из них общероссийских и международных 1776, в том числе общероссийских политических объединений 190, включая 57 политических партий, 100 политических движений и 33 политические организации. Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений. Зарегистрированное общественное объединение включается в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Документом, удостоверяющим государственную регистрацию, является свидетельство о государственной регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» органы юстиции, регистрирующие объединения, осуществляют контроль за соответствием их деятельности уставным целям. Они вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы, направлять своих представителей для участия в проводимых объединением мероприятиях. В случае выявления нарушений общественным объединением законодательства и совершения действий, противоречащих уставным целям, регистрирующий орган вправе вынести руководящему органу общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований его вынесения. Предупреждение может быть обжаловано в суд. После двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были признаны судом не основанными на законе, орган юстиции вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения. После реформирования в 2004 г. структуры федеральных органов исполнительной власти организация деятельности по государственной регистрации общественных объединений возложена на Росрегистрацию.
Повышение роли личности в обществе, кардинальное изменение всего уклада общественных отношений, прежде всего отношений собственности, которые произошли в России в постсоветский период, закономерно привели к бурному развитию гражданского законодательства. Стал совершенствоваться правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, что, в свою очередь, потребовало принципиального пересмотра статуса нотариальной службы, значение которой значительно возросло. По данным Минюста России, в начале 1999 г. численность нотариусов составляла более 6,5 тыс. человек, из которых 5,5 тыс. занимаются частной практикой.26 Только в Москве действует свыше 600 нотариусов. Такие показатели, если исходить из численности населения Российской Федерации, сопоставимы с развитыми европейскими странами.
Правовую базу деятельности нотариата в России составляют Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-I,27 которые закрепили параллельное существование государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной практикой. Вместе с тем государство сохранило обширные полномочия по организации и регулированию деятельности нотариата, которые осуществляет Росрегистрация. В настоящее время управление нотариатом имеет существенную особенность. Дело в том, что государство в основном осуществляет свои полномочия в данной сфере при участии профессиональных объединений нотариусов. Таковыми являются нотариальные палаты в субъектах РФ, а также Федеральная нотариальная палата, представляющая собой объединение нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты по своему статусу являются некоммерческими организациями.
Согласно ст. 3 Основ законодательства РФ о нотариате нотариальная деятельность подлежит лицензированию. Соответствующая лицензия выдается уполномоченными подразделениями Росрегистрации лицам, прошедшим стажировку и успешно сдавшим квалификационный экзамен. Квалификационная комиссия образуется при подразделениях Росрегистрации в субъектах РФ, с участием представителей нотариальной палаты соответствующего субъекта РФ. Одновременно при Росрегистрации на паритетных началах с Федеральной нотариальной палатой образуется Апелляционная комиссия по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий. Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате должность нотариуса учреждается и ликвидируется Росрегистрацией совместно с нотариальной палатой. Количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Наделение нотариуса полномочиями производится на основе рекомендации нотариальной палаты Росрегистрацией или по ее поручению подразделением Росрегистрации субъекта РФ на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии. Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. Открытие и упразднение государственных нотариальных контор является прерогативой Росрегистрации. По данным Минюста России,28 предусматривается увеличение числа государственных нотариусов. Это позволит решить проблему обеспечения нотариальными услугами прежде всего граждан, проживающих на Дальнем Востоке, в Сибири, на Кавказе, для которых доступность этих услуг в настоящее время в значительной степени ограничена. Кроме того, предполагается, что увеличение числа государственных нотариусов создаст здоровую конкуренцию с нотариусами, занимающимися частной практикой, от которой граждане только выиграют.
Значимой проблемой является контроль за исполнением нотариусами своих профессиональных обязанностей. Статья 34 Основ законодательства РФ о нотариате устанавливает, что применительно к нотариусам, работающим в государственных нотариальных конторах, его осуществляют органы юстиции (после проведения мероприятий административной реформы Росрегистрация и ее подразделения в регионах), а к нотариусам, которые занимаются частной практикой, органы юстиции совместно с нотариальными палатами. Проверка организации работы нотариуса производится один раз в четыре года.
Организация правовой помощи гражданам также является важнейшей функцией Росрегистрации. Ее реализация осуществляется в том числе посредством регулирования отношений в области адвокатуры. По состоянию на 1 сентября 2002 г. общее число адвокатов на территории России составило 47,4 тыс. чел. За последние пять лет их численность возросла почти на 12 тыс.29 Росрегистрация совместно со структурами профессионального сообщества адвокатов принимает участие в организации адвокатуры, в том числе имеет отдельные регулирующие и контрольные полномочия. Они закреплены в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».30 Минюст России утверждает форму ордера на исполнение поручения, который в случаях, предусмотренных законом, должен иметь адвокат. Территориальный орган Росрегистрации ведет Реестр адвокатов субъекта РФ. В него вносятся лица, которым присвоен статус адвоката. Порядок ведения региональных реестров определяется Минюстом России, который, кроме того, утверждает форму удостоверения адвоката. Само удостоверение выдает в месячный срок со дня присвоения лицу статуса адвоката территориальный орган Росрегистрации.
Большое значение имеет контроль за деятельностью адвокатов. Территориальный орган Росрегистрации, располагающий сведениями об обстоятельствах, являющихся основаниями для прекращения статуса адвоката, направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае если в месячный срок со дня поступления соответствующего представления решение о прекращении статуса не было принято, орган Росрегистрации вправе обратиться для решения данного вопроса в суд. Кроме того, два представителя органа Росрегистрации по закону входят в состав квалификационной комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката. Несмотря на значимость полномочий Росрегистрации при регулировании отношений в области адвокатуры, можно сказать, что они достаточно ограничены. Думается, что в условиях укрепления в России структур гражданского общества такой подход в целом должен быть признан вполне оправданным. Адвокатура как социальный институт изначально находится в оппозиции к государству, призвана сдерживать доступными ей по закону средствами произвол и беззаконие со стороны власти. Поэтому излишнее вмешательство государства в деятельность адвокатуры вряд ли может быть оправдано.
После реформирования в 2004 г. структуры федеральных органов исполнительной власти регулирующие полномочия Минюста России в области адвокатуры в основном перешли к Росрегистрации.
Важной проблемой является обеспечение доступности для граждан адвокатских услуг, а если шире, то квалифицированной правовой помощи. Решить ее в современных условиях не просто. Прежде всего речь идет об отдаленных регионах России, таких как Якутия, Сибирь, Дальний Восток, где ощущается явный недостаток адвокатов. Малоимущие граждане в силу известных причин также лишены возможности получать квалифицированную юридическую помощь у адвокатов. Поэтому Минюст России выступает с инициативой создания государственных юридических бюро, которые будут предназначены прежде всего для предоставления первичной консультационной юридической помощи. Предполагается провести эксперимент по их созданию первоначально в десяти различных субъектах РФ.31 Следует отметить, что данная инициатива неоднозначно воспринимается в адвокатском сообществе России.
В условиях рыночной экономики важное значение имеют вопросы оздоровления хозяйствующих субъектов, которые в результате различных причин (неэффективный менеджмент, неблагоприятная экономическая конъюнктура, неоправданные финансовые риски и др.) оказываются в трудном экономическом положении. Для их финансового оздоровления используется в том числе процедура банкротства, которая помогает вывести хозяйствующий субъект из кризисного состояния, цивилизованно, в рамках права заменить неэффективного собственника более эффективным. Учитывая то обстоятельство, что данная проблема нередко является не только сугубо экономической, но и во многих случаях социальной, затрагивающей интересы многотысячных коллективов работников предприятий, государство в лице уполномоченного на то органа осуществляет регулирование в данной области. Указом Президента РФ от 30 сентября 2003 г. № 116032 в качестве такого органа определен Минюст России. На основании Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)»33 Министерство в качестве регулирующего органа: осуществляет контроль за соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулирующих организаций арбитражных управляющих; проводит в установленном порядке проверки деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих; обращается в установленном порядке в суд с заявлением о дисквалификации арбитражного управляющего; ведет единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и реестр арбитражных управляющих; реализует ряд других полномочий.
После реформирования в 2004 г. структуры федеральных органов исполнительной власти указанные регулирующие полномочия Минюста России осуществляет Росрегистрация.
Как видно, государственное управление в области юстиции развивается исключительно интенсивно, подчас проблемно. Вот почему необходимо продолжать совершенствовать правовые основы деятельности Минюста и иных подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти.
Качественные изменения в деятельности Минюста России неоспоримое свидетельство, подтверждающее утверждение в нашей стране на практике идеи правового государства.