русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Государственное управление в области внутренних дел


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2731; Нарушение авторских прав


Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

1 ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

2 СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

3 СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

4 СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101.

5 ВСНД и ВС РФ. 1992. № 10. Ст. 500.

6 СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5763.

7 Опубликован не был.

8 СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

9 СЗ РФ. 2000. № 37. Ст. 3101.

10 См.: Степашин С. В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ: автореф. дисс. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994. С. 19.

11 СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1536.

12 СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188.

13 СЗ РФ. 2005. № 9. Ст. 708.

14 См.: Степашин С. В. Роль и возможности Федеральной службы безопасности России в становлении цивилизованного предпринимательства. М.: РАГС, 1995. С. 10.

15 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269; 2000. № 1 (ч. I). Ст. 9.

16 СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.

17 См.: Махинин В. И. Основы управления в органах безопасности: учеб. М., 2001. С. 122.

18 СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 797.

19 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3808.

20 См.: Овсянко Д. М. Административное право: учеб. пособие. М.: Юристъ, 2000. С. 421.

21 См.: ВСНД и ВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1861; 1996. № 50. Ст. 5610; 1997. № 29. Ст. 3507.

22 См.: СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 485.

23 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 273.

24 См.: Над пограничниками тучи ходят хмуро// Коммерсантъ. 2000. 21 янв.

25 СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

26 СЗ РФ. 1996. № 32. Ст. 3901.

27 СЗ РФ. 2004. № 33. Ст. 3437.

28 См.: Степашин С. В., Шульц В. Л., Идрисов Р. Ф. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления РФ. Казань: ИДЕЛPRESS, 2001. С. 103.

29 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.

 

Экономические и политические реформы, проводимые в России, сопровождаются объективными трудностями: безработица, падение реальных доходов населения и, как следствие,  низкий уровень жизни и люмпенизация значительной части населения, образование крупных маргинальных групп, обострение межнациональных и межэтнических противоречий. Подобное положение вполне закономерно порождает рост общего количества правонарушений, многие из которых совершаются организованными преступными группами. Объектами противоправных посягательств чаще всего становятся личность, собственность, общественный порядок. В этих условиях демократические институты государства подвергаются серьезным испытаниям. При этом особая нагрузка ложится на органы внутренних дел, деятельность которых традиционно направлена на защиту гражданина от любых форм противоправных посягательств. Поэтому обеспечение эффективности государственного управления внутренними делами  актуальнейшая задача политического руководства России на современном этапе государственного строительства.



Президент РФ и Правительство РФ обладают в области управления внутренними полномочиями общего характера. Так, согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ и ст. 19 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» оно осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями. Кроме того, Правительство РФ разрабатывает и реализует меры по укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

Непосредственное государственное управление в области внутренних дел возложено на систему органов внутренних дел. В нее входят: Министерство внутренних дел РФ (МВД России); главные управления МВД России по федеральным округам; министерства, главные управления, управления, отделы органов внутренних дел субъектов РФ; органы внутренних дел городов, районов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления (линейные: управления, отделы, отделения) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; оперативно-розыскные бюро; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности; окружные управления материально-технического и военного снабжения; образовательные, научно-исследовательские учреждения, созданные для осуществления задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (например, ВНИИ МВД России).

В систему МВД России также входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.

Органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему МВД России. Российскому МВД также подведомственна и подконтрольна Федеральная миграционная служба (ФМС).

Центральное звено в системе органов управления внутренними делами  Министерство внутренних дел РФ (МВД России). Оно является одним из старейших органов государственного управления, который был создан в числе первых российских министерств еще в 1802 г. Первым министром внутренних дел был видный государственный деятель эпохи царствования императора Александра I князь В. П. Кочубей, занимавший этот пост с 1802 по 1807 г.1 В современной России МВД воспринимается исключительно как силовая структура. Однако так было далеко не всегда. Первоначально компетенция Министерства внутренних дел была чрезвычайно широка. В дореволюционной России МВД наряду с такими традиционными для данного органа чисто полицейскими функциями, как предупреждение и пресечение преступлений и охрана общественной безопасности и порядка, также ведало делами печати, врачебной и ветеринарной отраслями, строительным делом, почтой и телеграфом2 и многими другими вопросами.

Современное МВД России действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927.3 Оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

МВД России подчиняется Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его компетенции Конституцией РФ и законодательными актами РФ, а также Правительству РФ.

Основными задачами МВД России являются:

1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

2) совершенствование нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;

5) обеспечение охраны общественного порядка;

6) обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками Министерства внутренних дел РФ, организация их деятельности.

В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения:

 Департамент уголовного розыска;

 Департамент обеспечения правопорядка на транспорте;

 Департамент кадрового обеспечения;

 Департамент обеспечения безопасности дорожного движения;

 Департамент тыла;

 Административный департамент;

 Департамент экономической безопасности;

 Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом;

 Финансово-экономический департамент;

 Департамент охраны общественного порядка;

 Департамент собственной безопасности;

 Департамент государственной защиты имущества;

 Организационно-инспекторский департамент;

 Правовой департамент;

 Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

Начиная с 2000 г. осуществляется последовательное реформирование системы органов внутренних дел. Проведение соответствующих организационно-штатных мероприятий было во многом обусловлено необходимостью преодолеть сложившуюся в предшествующее десятилетие зависимость органов внутренних дел от органов государственной власти субъектов РФ, прежде всего от глав исполнительной власти российских регионов (президентов, губернаторов, глав администраций). Как известно, Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе»4 на территории России были образованы семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Должностным лицом, представляющим главу государства в пределах федерального округа, является полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. Создание самостоятельных подразделений МВД России в федеральных округах было предусмотрено Указом Президента РФ от 31 июля 2000 г. № 1415 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».5 В качестве окружных подразделений МВД России были организованы главные управления Министерства внутренних дел РФ по федеральным округам. Согласно Указу Президента РФ от 4 июля 2001 г. № 644 основными задачами главных управлений являются: координация, контроль и анализ деятельности органов внутренних дел в соответствующих федеральных округах; организация деятельности органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью, носящей межрегиональный характер; организация взаимодействия органов внутренних дел с полномочными представителями Президента РФ в соответствующих федеральных округах. Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел.

В 2001 г. в системе органов внутренних дел также произошли значительные изменения. Были расформированы региональные управления по борьбе с организованной преступностью (РУБОПы) и комитеты криминальной милиции. На их базе созданы оперативно-розыскные бюро, которые призваны бороться с организованной преступностью на местах. Они переходят под контроль главных управлений МВД России в федеральных округах. Основная цель изменения  дальнейшее освобождение органов внутренних дел от зависимости от руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, которая в значительной степени еще продолжает сохраняться.

В систему МВД России входит милиция. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-I «О милиции»6 милиция представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения. В своей деятельности милиция подчиняется МВД России. Руководство милицией осуществляет министр внутренних дел РФ. Численность милиции по состоянию на 1 августа 2001 г. составляла 1,9 млн штатных единиц. Задачами милиции являются:

1) обеспечение личной безопасности граждан;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) раскрытие преступлений;

4) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5) оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов в пределах, установленных Законом РФ «О милиции». Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию).

Руководство милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ.

Криминальная милиция имеет основными задачами предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия. Криминальная милиция осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Состав и численность криминальной милиции, порядок ее создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений определяются Правительством РФ. Структура криминальной милиции, а также Положение о создании, реорганизации и ликвидации ее подразделений утверждены постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 925.7 В криминальную милицию входят подразделения:

а) уголовного розыска;

б) по борьбе с экономическими преступлениями;

в) по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

г) по борьбе с организованной преступностью, отряды милиции специального назначения, подразделения оперативно-розыскной информации;

д) оперативно-поисковые;

е) специальных технических мероприятий;

ж) собственной безопасности;

з) отряды милиции специального назначения.

В криминальную милицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Милиция общественной безопасности наиболее приближена к нуждам граждан. Практика показывает, что значительное число правонарушений, прежде всего посягающих на личность, совершается в общественных местах (улицы, магазины, рынки и т. п.). Вот почему гражданин в первую очередь ожидает от органов исполнительной власти в целом, и особенно от милиции, надежной защиты своей жизни, здоровья и имущества в период своего пребывания в общественных местах, где риск стать жертвой противоправных посягательств заметно возрастает. Есть достаточные основания говорить о том, что гражданин в немалой степени судит об эффективности государства по работе милиции, прежде всего милиции общественной безопасности (местной милиции), с сотрудниками которой ему приходится иметь дело едва ли не ежедневно.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются: обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей.

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизация и ликвидация ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Структура милиции общественной безопасности утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926.8 В нее входят:

 дежурные части;

 участковые уполномоченные милиции;

 ГИБДД МВД России;

 изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых;

 специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;

 приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество;

 медицинские вытрезвители при органах внутренних дел;

 центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей;

 ОМОН;

 подразделения: милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Начальники милиции общественной безопасности субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению руководителей органов внутренних дел субъектов РФ, согласованному с высшими должностными лицами субъектов РФ. Они по должности являются заместителями руководителей органов внутренних дел субъектов РФ.

Статус милиции общественной безопасности имеет важную особенность. Милиция общественной безопасности, по существу, находится в двойном подчинении. По вопросам организации охраны правопорядка и безопасности органы внутренних дел муниципальных образований одновременно подчиняются вышестоящим органам внутренних дел и соответствующим органам местного самоуправления. Начальники милиции общественной безопасности муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности начальниками органов внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Они по должности являются заместителями начальников органов внутренних дел муниципальных образований. Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утвержденных министром внутренних дел РФ.

Перспективной задачей по совершенствованию государственного управления в области внутренних дел остается формирование муниципальных органов охраны общественного порядка. В целях ее реализации на основании Указа Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 11159 с 1998 по 2000 г. в ряде муниципальных образований проводился эксперимент по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления (территория Республики Карелия, Новгородской и Саратовской областей, города Ставрополь, Иркутск, Братск, Тольятти и ряд других). Указом Президента РФ от 2 июня 2000 г. № 101110 эксперимент был завершен. МВД России поручено обобщить опыт, накопленный в период его проведения, и использовать его в мероприятиях по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности. Новый импульс проблема формирования муниципальных органов охраны общественного порядка приобретает после вступления в силу с 1 января 2006 г. на всей территории Российской Федерации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».11

В соответствии с КоАП РФ органы внутренних дел наделены широчайшими административно-юрисдикционными полномочиями. Перечень составов административных правонарушений, дела по которым рассматривают органы внутренних дел, определен в ст. 23.3 КоАП РФ.

Деятельность МВД России непрерывно совершенствуется, в том числе путем перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти. Долгое время в систему МВД России в качестве самостоятельного подразделения входила Государственная противопожарная служба (ГПС МВД России). Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»12 ГПС МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России). Наконец, после упразднения Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»13 Министерства по делам Федерации, национальной и миграционной политики РФ его функции, касающиеся реализации миграционной политики, были переданы МВД России. Одновременно была образована Федеральная миграционная служба (ФМС).

Служба является самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. Она действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928.14

ФМС подведомственна и подконтрольна МВД России. Основными задачами Службы являются:

1) производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

2) осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации;

3) оформление и выдача иностранным гражданам и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию, проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

4) осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;

5) разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

6) исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства;

7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции, привлечения иностранных работников в Российскую Федерацию и трудоустройства граждан Российской Федерации за пределами России;

8) управление территориальными органами ФМС, ее представительствами за рубежом и иными организациями и подразделениями, созданными для решения возложенных на ФМС задач.

ФМС осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы, а также иные входящие в ее систему организации и подразделения.

Важным направлением деятельности ФМС как составной части системы управления в области внутренних дел является обеспечение режима регистрации и паспортной системы. Данное направление приобретает особую актуальность в связи с теми миграционными процессами, которые происходят как в России, так и в целом на всей территории бывшего СССР. Кроме того, в постсоветский период резко расширились международные связи нашей страны. Граждане Российской Федерации стали чаще ездить за рубеж. Одновременно увеличился поток иностранных граждан, пересекающих российские границы. В этих условиях нарушения режима регистрации фактически стали носить массовый характер. Так, только за восемь месяцев 1999 г. за нарушение правил регистрации в Москве к административной ответственности привлечено 1 млн 310 тыс. человек.15 Ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без паспорта или без регистрации наступает на основании ст. 19.5 КоАП РФ. В качестве административного наказания гражданина за это весьма распространенное административное правонарушение с 28 ноября 2004 г. предусмотрено наложение административного наказания в виде штрафа от 15 до 25 минимальных размеров оплаты труда.

Регистрационный учет граждан осуществляется в порядке, установленном на основании постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713,16 а также Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 23 октября 1995 г. № 393.17 Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации утверждена приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. № 605.18

Подразделения ФМС также участвуют в обеспечении реализации конституционного права российских граждан на свободный въезд в Российскую Федерацию и выезд за ее пределы. В соответствии с Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»19 они выдают гражданам соответствующие документы. Порядок оформления и выдачи паспортов для выезда из России и въезда в нее утвержден приказом МВД России от 26 мая 1997 г. № 310.20 Паспорт выдается гражданину органом внутренних дел по месту его фактического пребывания на территории Российской Федерации сроком на пять лет. Для этого гражданином лично или через его законного представителя подается письменное заявление в соответствующее подразделение ФМС по месту его фактического проживания на территории России.

Ежегодно десятки тысяч граждан России попадают в дорожно-транспортные происшествия. В итоге многие из них погибают, другие получают травмы различной степени тяжести, теряя при этом трудоспособность. Только за первое полугодие 2001 г. на российских дорогах погибло 10 тыс. человек. Кроме того, в результате дорожно-транспортных правонарушений причиняется значительный материальный ущерб. Вот почему важным направлением деятельности органов внутренних дел является надзор за безопасностью дорожного движения. В систему МВД России входит Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД МВД России), которая действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711.21 ГИБДД осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Органы управления и подразделения ГИБДД образуют систему, в которую входят:

 федеральный орган управления ГИБДД;

 территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ;

 подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах;

 специализированные и иные подразделения ГИБДД;

 научно-исследовательские учреждения ГИБДД и их филиалы.

Можно выделить следующие задачи, возложенные на ГИБДД: контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регистрация и учет автотранспортных средств и прицепов к ним, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков; организация государственного технического осмотра автотранспортных средств и прицепов к ним (правила проведения государственного технического осмотра утверждены постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 88022); принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автотранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений; регулирование дорожного движения.

Должностные лица ГИБДД наделены административно-юрисдикционными полномочиями. Они осуществляют производство по делам об административных правонарушениях. Юрисдикционные полномочия сотрудников ГИБДД определены в п. 6 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ.

В систему МВД России входят внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации (ВВ МВД России). Они действуют на основании Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».23 ВВ МВД России совместно с органами внутренних дел участвуют в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения, а также реализуют другие задачи, возложенные на них законодательством. Общее руководство ВВ МВД России осуществляет Президент РФ, непосредственное  министр внутренних дел. Глава государства утверждает состав, численность и структуру ВВ МВД России. Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» предусмотрена должность главнокомандующего внутренними войсками, который одновременно является заместителем министра внутренних дел, осуществляющим управление ВВ МВД России. В структуре центрального аппарата МВД России предусмотрено такое структурное подразделение, как Главное командование ВВ МВД России. Начиная с 2003 г. основной военно-административной единицей ВВ МВД России является оперативно-территориальное объединение (округа, региональные командования, региональные управления и другие виды оперативно-территориальных объединений). Ранее таковой единицей признавался только округ внутренних войск. Оперативно-территориальное объединение предназначается для выполнения задач, возложенных на ВВ МВД России. Его структура и состав утверждаются Президентом РФ. Управление оперативно-территориального объединения действует на основании положения о нем, утверждаемого министром внутренних дел РФ. На 1 января 1999 г. численность ВВ МВД России составляла немногим более 200 тыс. человек.

Основы (концепция) государственной политики по военному строительству до 2005 г. предполагают реформирование внутренних войск и создание в перспективе на их базе федеральной гвардии. Также предполагается дальнейшее сокращение численности ВВ МВД России. План строительства внутренних войск МВД России на период 20012005 гг., утвержденный Президентом РФ 8 августа 2001 г., предполагает к 2005 г. сократить численность ВВ МВД России на 37 тыс. единиц и довести ее до 140150 тыс.

Военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы, в частности, имеют право: пресекать преступления и административные правонарушения, препятствующие исполнению их служебных обязанностей; проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которое уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях; производить досмотр транспортных средств, нарушавших правила, установленные на объектах, охраняемых ВВ МВД России.

Формирования, аналогичные российским внутренним войскам, имеются во многих демократических государствах. Однако организованы они обычно иначе, чем в России. В США роль внутренних войск выполняет Национальная гвардия. Она представляет собой добровольные отряды граждан, проходящих подготовку для поддержания порядка в периоды кризиса. Национальная гвардия полностью отделена от армии и организована по региональному признаку. Так сложилось исторически, так как Национальная гвардия родилась из отрядов добровольной милиции, существовавших в каждом крупном населенном пункте еще с колониальных времен. Общая численность Национальной гвардии приближается к 400 тыс. человек, не считая отдельных частей ПВО численностью менее 100 тыс. человек. Уставы обязывают национальных гвардейцев проходить регулярную подготовку. Они должны отдать тренировке один week-end каждого месяца и провести две недели в году в тренировочном лагере. Во Франции роль внутренних войск выполняет Национальная жандармерия (Gene d’armeo  «люди с оружием»), которая в ее современном виде появилась еще в 1791 г. Жандармерия является одним из четырех родов войск французской армии, а сами жандармы имеют статус военнослужащих. До 2002 г. жандармерия находилась в ведении министерства обороны. Однако после выборов президента Французской Республики 2002 г. и объявленной избранным на новый срок президентом Ж. Шираком компании по борьбе с преступностью Национальная жандармерия была организационно переподчинена министерству внутренних дел. Численность Национальной жандармерии составляет около 100 тыс. человек.24 Основной задачей и американской Национальной гвардии, и французской Национальной жандармерии является поддержание порядка при массовых выступлениях и волнениях населения.

Нельзя не отметить, что деятельность МВД России продолжает непрерывно совершенствоваться. После обновления его руководства в 2001 г. в значительной степени были пересмотрены приоритеты в работе министерства. В общем виде их определил Президент РФ, выступая 25 декабря 2001 г. на расширенной коллегии МВД России. Глава государства обозначил следующие новые стратегические задачи министерства: обеспечение безопасности личности и общества; борьба с терроризмом и экстремизмом; обеспечение «благоприятного делового климата в стране»; противодействие наркобизнесу; контроль над миграционными процессами.25

Думается, последовательная реализация указанных задач поможет вернуть доверие граждан к органам внутренних дел и их сотрудникам, которое было в значительной степени утрачено в предшествующие годы.

 

Рекомендация:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное управление в области безопасности | Государственное управление в области иностранных дел


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.139 сек.