русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Государственное управление в области безопасности


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2530; Нарушение авторских прав


Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

1 Макиавелли Н. Государь. М.: Мысль, 1996. С. 70.

2 САПП РФ. 1993. № 45. Ст. 4329.

3 СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1850.

4 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

5 СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.

6 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

7 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

8 ВСНД и ВС РФ. 1992. № 19. Ст. 1077.

9 РГ. 1997. 19 июля.

10 СЗ РФ. 2001. № 14. Ст. 1326.

11 СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3538.

12 См.: Есть! // РГ. 2004. 17 авг.

13 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3839; 2001. № 14. Ст. 1326.

14 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3840.

15 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5013.

16 См.: Макиавелли Н. Указ соч. С. 76.

17 СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2857.

18 СЗ РФ. 1995. № 19. Ст. 1758.

19 БНА ФОИВ. 2000. № 14.

20 СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2466.

21 СЗ РФ. 1998. № 46. Ст. 5651.

22 См.: Добровольцы за 20 миллиардов // Газета. 2003. 4 апр.

23 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6.

24 СЗ РФ. 2005. № 5. Ст. 358.

25 СЗ РФ. 2006. № 13. Ст. 1360.

26 СЗ РФ. 2006. № 20. Ст. 2175.

27 СЗ РФ. 1998. № 40. Ст. 4941.

28 СЗ РФ. 1998. № 17. Ст. 799.

29 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2882.

 

В условиях демократии государство как социальный институт должно надежно обеспечивать защиту охраняемых законом прав и свобод, а также интересов граждан и юридических лиц. В этом состоит одна из его важнейших функций. Многовековая история международных отношений, практика современного государственного строительства в России убедительно показывают, что отказ от системы специальных органов обеспечения безопасности, в том числе спецслужб, или их серьезное ослабление неизбежно приводят к негативным последствиям и для гражданина, и в целом для общества. В условиях глобального нарастания в мире террористической угрозы такие последствия оказываются особенно губительными.



Государственное управление в области безопасности строится в России на прочной правовой основе. Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законности деятельности органов обеспечения безопасности. Это тем более важно, что в относительно недавнем прошлом такие органы нередко действовали вне права, вследствие чего имели место грубые и массовые нарушения с их стороны прав и свобод человека и гражданина.

Большое значение имеет четкое определение самого понятия «безопасность» как объекта защиты органов безопасности. Согласно ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности»1 под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность  ее права и свободы; общество  его материальные и духовные ценности; государство  его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Государственное управление в области безопасности только тогда будет четко организовано, а значит, достаточно эффективно, когда будет сформулирована официальная система принципов, на которых строится управление в области безопасности, а также определена система национальных приоритетов. Попытка сделать это предпринята в обновленной Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.2 Первый такого рода документ в свое время был утвержден Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300.3 Концепция национальной безопасности представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальные интересы России  это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти. В Концепции национальной безопасности особо подчеркивается, что реализация национальных интересов возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Стратегия национальной безопасности включает в себя принципиальные элементы внутренней, военной и внешней политики страны.

Таким образом, безопасность не рассматривается в узком смысле, т. е. только как государственная безопасность. Кстати сказать, именно такой подход был типичен для СССР. Поэтому не случайно в Советском Союзе существовал единый орган управления в области безопасности  Комитет государственной безопасности СССР (КГБ СССР). После распада Союза ССР структуры бывшего КГБ легли в основу структур обеспечения безопасности в России. С полным основанием можно говорить о том, что в результате проведенных преобразований произошло разукрупнение органов безопасности. Вместо одного органа, как это было в СССР, в настоящее время безопасность обеспечивают сразу несколько федеральных органов исполнительной власти: Федеральная служба безопасности (ФСБ России); Служба внешней разведки РФ (СВР России); Федеральная служба охраны РФ (ФСО России); Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСНК России). В основном все они сложились на базе соответствующих подразделений бывшего КГБ СССР. Разукрупнение некогда единого мощного органа, каким являлся КГБ СССР, было продиктовано главным образом политическими причинами, а также отчасти зарубежным опытом организации управления в области безопасности. Дело в том, что процесс разукрупнения совпал со становлением в постсоветской России демократических институтов. Процесс этот шел трудно. Достаточно долгое время сохранялась угроза возврата к прошлому. Поэтому политическое руководство России начала 90-х гг. ХХ в. резонно полагало, что концентрация слишком больших полномочий в одном государственном органе, подобном КГБ СССР, таит в себе реальную угрозу демократическим преобразованиям. Для того чтобы ее снять, нужна, как принято говорить, действенная система «сдержек и противовесов». Что и было сделано путем создания нескольких организационно, структурно и функционально не зависимых друг от друга органов исполнительной власти в области безопасности. В определенной мере такой подход может быть оправдан зарубежным опытом. Например, в США независимо друг от друга существуют Центральное разведывательное управление (CIA  Central Intelligence Agency), Федеральное бюро расследований (FBI  Federal Bureau of Investigation), Разведывательное управление Министерства обороны США (Defense Intelligence Agency), а также специальное ведомство по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (DEA  U. S. Drug Enforcement Administration).

Однако начиная с 2003 г. прослеживается обратный процесс. Идут структурные изменения, направленные на укрупнение органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в административно-политической сфере, в том числе в сфере безопасности. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации»4 с 1 июля 2003 г. упразднены Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России) и Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Их функции были распределены между Федеральной службой безопасности РФ, Службой внешней разведки РФ и Федеральной службой охраны РФ. Данное обстоятельство убедительно свидетельствует об укреплении российского государства, необратимости демократических преобразований, произошедших в стране в 90-х годах ХХ в. Думается, что на процессы изменения подходов к организации управления в области безопасности в решающей степени влияют внешнеполитические факторы. Прежде всего, это угроза международного терроризма, которая остро ощущается в современном мире. Данные процессы требуют адекватной реакции со стороны российского государства, которая позволила бы минимизировать возможный ущерб для безопасности страны. В таких условиях процесс концентрации государственного управления в области безопасности выглядит вполне оправданным, более того, объективно необходимым и закономерным

Полномочия общего характера по управлению в области безопасности традиционно сосредоточены у Президента РФ. Еще в начале 1990-х гг. Указом Президента РФ от 25 февраля 1992 г. № 117 «О министерствах Российской Федерации»5 было установлено, что деятельность Министерства безопасности РФ направляет непосредственно Президент РФ. В настоящее время глава государства: возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; утверждает положения о государственных органах обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению безопасности в основном закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В ст. 20 установлено, что российское правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности. В структуру Аппарата Правительства РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р,6 входит административный департамент Правительства РФ, в ведении которого находятся в том числе вопросы безопасности, входящие в компетенцию Правительства РФ. Перечень основных вопросов сфер ведения административного департамента Правительства РФ утвержден приказом руководителя Аппарата Правительства РФ от 24 мая 2004 г. № 645.7 Согласно данному приказу к ведению административного департамента в том числе относятся: реализация государственной политики в области обороны, правопорядка и безопасности государства; материально-техническое обеспечение специальных служб; планирование расходов на государственную безопасность; международное сотрудничество в области государственной безопасности.

В постсоветский период был создан особый государственный орган по вопросам безопасности, ранее аналогов не имевший,  Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ). Согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ его формирует и возглавляет Президент РФ. Статус СБ РФ должен определяться федеральным законом. Такой закон пока не принят. СБ РФ действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726.8 СБ РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Персональный состав Совета Безопасности РФ определяет Президент РФ. Постоянные члены Совета (например, Председатель Правительства РФ) назначаются Президентом РФ по представлению Секретаря СБ РФ. Председателем СБ РФ по должности является Президент РФ. Решения СБ РФ принимаются на его заседании постоянными членами простым большинством голосов.

Среди основных задач СБ РФ можно выделить: обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; определение жизненно важных интересов личности общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; разработку основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации; подготовку решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; подготовку предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения; подготовку предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности и организации подготовки федеральных целевых программ ее обеспечения.

Согласно ст. 19 Закона РФ «О безопасности» предусматривается образование постоянных межведомственных комиссий СБ РФ. Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации»9 были образованы такие комиссии, а также утверждены положения о них и их состав:

1) по проблемам Содружества Независимых Государств;

2) по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией;

3) по конституционной безопасности;

4) по безопасности в сфере экономики;

5) по оборонно-промышленной безопасности;

6) по военной безопасности;

7) по международной безопасности;

8) по экологической безопасности;

9) по мобилизационной подготовке и мобилизации;

10) по пограничной политике;

11) по информационной безопасности;

12) по охране здоровья населения.

Из перечня межведомственных комиссий хорошо видно, насколько многомерно существующее в настоящее время представление о понятии «безопасность». Кстати сказать, в юридической науке уже достаточно давно предпринимались попытки теоретически обосновать многоаспектность проблемы безопасности. Так, еще в 1994 г. С. В. Степашин выделял экономическую, военную, демографическую безопасность государства как субъекта международных отношений, конституционно-правовую, экологическую составляющие безопасности.10 Позднее справедливость его доводов нашла подтверждение в Концепциях национальной безопасности, принимавшихся в 1997 и 2000 гг.

Организационно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности СБ РФ осуществляет его Аппарат, который действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 28 марта 1998 г. № 294.11 Согласно Указу Президента РФ от 25 марта 2004 г. № 40012 Аппарат СБ РФ является самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ (на правах управления).

В целях научно-методологического обеспечения деятельности СБ РФ при нем образован научный совет, действующий на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 19 февраля 2005 г. № 182.13

Не приуменьшая значения других составляющих безопасности в условиях демократического государства с рыночной экономикой, все же следует признать некоторый приоритет экономической безопасности. Таковой следует признать способность национальной экономики обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, защиту экономических интересов России, ее технико-экономическую независимость и неуязвимость от внешних и внутренних угроз и факторов.14

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности образуются государственные органы обеспечения безопасности (ст. 4 Закона РФ «О безопасности»). В любом государстве такие органы принадлежат к системе карательных органов и являются одним из инструментов государства при проведении внутренней и внешней политики. Вот почему руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности РФ осуществляет Президент РФ при участии Правительства РФ.

Правовую основу деятельности органов безопасности составляют Конституция РФ и Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».15 Следует отметить, что в первые годы постсоветского периода органы безопасности претерпели несколько масштабных реорганизаций. Первоначально на базе подразделений бывшего КГБ СССР организуется Агентство федеральной безопасности. Ему на смену пришло Министерство безопасности РФ, которое позднее было преобразовано в Федеральную службу контрразведки России, а та, в свою очередь,  в Федеральную службу безопасности РФ. Приходится признать, что столь многочисленные и далеко не всегда оправданные организационно-штатные мероприятия в значительной степени осложнили работу этих органов, существенно снизив ее эффективность, привели к уходу из органов безопасности, да и вообще из государственного аппарата, многих высококвалифицированных специалистов. Несмотря на значительное укрепление органов федеральной службы безопасности, которое произошло в последние годы, многие негативные последствия реорганизации, происходившей в начале 1990-х годов, до сих пор продолжают сказываться на их деятельности.

Согласно Федеральному закону «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» к органам федеральной службы безопасности относятся:

 Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России);

 управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности);

 управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

 управления (отделы, отряды) ФСБ России в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы);

 другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

 авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью. Под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность ФСБ России по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб других иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Органы федеральной службы безопасности также осуществляют разведывательную деятельность в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Эта деятельность ведется во взаимодействии с органами внешней разведки.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности. В пределах своих полномочий она осуществляет государственное управление в сфере обеспечения безопасности, координирует контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление. ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФСБ России и органы федеральной службы безопасности. Должности директора ФСБ России соответствует воинское звание генерала армии.

ФСБ России действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960.16 Самостоятельными подразделениями ФСБ России являются службы (например, Пограничная служба ФСБ России), которые состоят из департаментов и управлений.

Правовая регламентация деятельности остальных органов безопасности также осуществляется на основании специальных положений. Их можно подразделить на два основных класса: 1) положения об органах безопасности; 2) положения о подразделениях органов безопасности. Положения об органах безопасности  это правовые акты, определяющие организационно-правовой статус государственных бюджетных центральных органов безопасности, территориальных органов безопасности и органов безопасности в войсках.17

Одними из весьма значимых составляющих системы органов безопасности являются управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках), в недавнем прошлом именовавшиеся органами военной контрразведки. Они действуют на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. № 318.18 Органы безопасности в войсках входят в единую систему органов Федеральной службы безопасности РФ. Они находятся в прямом подчинении ФСБ России. Задачами органов безопасности в войсках, в частности, являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований, и органов; добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; предотвращение в пределах своей компетенции несанкционированных действий с оружием массового поражения; обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах; выявление, предупреждение во взаимодействии с другими государственными органами преступности и коррупции в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; участие в обеспечении безопасности Президента РФ и других должностных лиц и государственных органов; участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты Государственной границы РФ и др.

Особым направлением обеспечения безопасности, актуальность которого в современной России исключительно велика, является борьба с терроризмом. Правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации государственных органов и должностных лиц в данной сфере определяются Федеральным законом от 25 июля 1998 г. 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».19 В ст. 6 этого Закона установлен круг субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Борьбой с терроризмом руководит Правительство РФ. Субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с терроризмом, являются ФСБ России, МВД России, Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба охраны РФ, Министерство обороны РФ. Предусматривается создание Федеральной антитеррористической комиссии и аналогичных координационных органов на региональном уровне.

После распада СССР Россия граничит на суше и на море с 18 государствами. Из более чем 60 тыс. км российской границы около 14 тыс. приходится на новые рубежи, которые не оборудованы и во многих случаях не оформлены в международно-правовом отношении.20 Поэтому значимым направлением для обеспечения безопасности страны является надежная охрана Государственной границы. Эта охрана строится на прочной правовой основе, которую составляет Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4370-I «О Государственной границе Российской Федерации».21

Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) Российской Федерации, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Режим Государственной границы РФ является одним из видов административно-правовых режимов.

После издания Указа Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 функции упраздненной Федеральной пограничной службы РФ были переданы ФСБ России. В прошлом вопрос об этом ставился неоднократно. Как известно, в годы существования СССР охраной Государственной границы занимались пограничные войска, входившие в систему КГБ СССР. В результате проведенной реорганизации пограничные органы вошли в структуру ФСБ России. Как составная часть органов ФСБ России они обеспечивают реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Защиту и охрану Государственной границы РФ, а также предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в данной сфере осуществляют войска пограничной службы (пограничные войска). Их численность составляет порядка 220 тыс. единиц.

Должностные лица пограничных органов наделены обширными полномочиями. В их число входят: государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу; выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу; пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными органами; осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

С развитием внешнеэкономической деятельности, активизацией торговли и культурных связей между многими приграничными регионами России и сопредельными государствами возрастает значение организации нормальной работы пунктов пропуска через Государственную границу РФ, Положение о которых утверждено постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 60.22 Пункты пропуска классифицируются в зависимости от вида, характера международного сообщения и режима работы на: морские, речные, воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные  по виду международного сообщения; пассажирские, грузовые, грузопассажирские  по характеру международного сообщения; постоянные, временные, сезонные  по режиму работы. Должностные лица Пограничной службы РФ обеспечивают режим в пунктах пропуска через Государственную границу РФ совместно с другими контролирующими органами (органами санитарного надзора, ветеринарного надзора и др.).

Сотрудники пограничных органов при реализации своих полномочий имеют право применять оружие, специальные средства, физическую силу, а также служебных собак. Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г. № 2023 утвержден порядок применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ.

Кодекс РФ об административных правонарушениях 2001 г. наделяет должностных лиц пограничных органов обширными юрисдикционными полномочиями. Они имеют право как составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, так и согласно ст. 23.10 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных двадцатью статьями. Среди них, в частности, можно назвать: ст. 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); ст. 8.38 (нарушение правил охраны рыбных запасов); ст. 18.1 (нарушение режима Государственной границы РФ); ст. 18.4 (нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ); ст. 18.14 (незаконный провоз через Государственную границу РФ) и др.

Некоторые итоги деятельности Пограничной службы РФ впечатляют. Только в 1999 г. пограничники задержали более 4 тыс. нарушителей границы. Через границу пропущено почти 65 млн человек. Не пропущено через границу на законных основаниях свыше 40 тыс. человек. Обнаружено и задержано 1,7 т наркотических средств. Изъято контрабанды на сумму более 51 млн руб. Морской охраной ФПС России осмотрено более 16 тыс. судов, оштрафовано свыше 2600 судов на общую сумму свыше 17 млн руб. и около $1,4 млн. Изъято 5300 т рыбопродукции, 220 маломерных плавсредств, 556 км сетей.24

Важной составляющей государственного управления в области безопасности является обеспечение охраны высших должностных лиц государства. Правовую основу для организации государственной охраны и деятельности органов государственной охраны составляет Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране».25 Под объектами государственной охраны, т. е. теми, кому эта охрана предоставляется, понимается Президент РФ и другие лица, определенные указанным Законом. Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно. Председателю Правительства РФ, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Председателю Государственной Думы РФ, Председателю Конституционного Суда РФ, Председателю Верховного Суда РФ, Председателю Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральному прокурору РФ государственная охрана предоставляется на период их пребывания в должности. Президент РФ также может предоставить государственную охрану лицам, замещающим государственные должности РФ, и федеральным государственным служащим. Кроме того, главам иностранных государств и правительств, иным должностным лицам иностранных государств государственная охрана предоставляется на время их пребывания на территории Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной охране» государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны. В пределах своих полномочий в обеспечении безопасности объектов государственной охраны также принимают участие органы Федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и внутренние войска МВД России, органы внешней разведки РФ, федеральные органы правительственной связи и информации, Вооруженные Силы РФ и иные государственные органы обеспечения безопасности.

На общероссийском уровне создана Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), которая действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. № 1013.26 ФСО России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функции по выработке государственной политики, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ и другим государственным органам.

Руководство деятельностью ФСО России осуществляет Президент РФ. Он же утверждает Положение о ФСО России и структуру федеральных органов государственной охраны.

Правительство РФ координирует деятельность ФСО России в части, касающейся ее взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти.

Среди основных задач ФСО России можно выделить:

1) обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

2) прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;

3) предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

4) защиту охраняемых объектов;

5) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

6) организацию и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствование специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам.

В современном мире бурно развиваются информационные технологии. Поэтому объективно возрастает потребность в государственной защите специальной информации, прежде всего в военной области, а также конфиденциальной и секретной информации в сфере экономики. Решение этой сложной как в техническом, так и в организационном плане задачи возложено на ФСО России. Как отмечалось выше, Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 с 1 июля 2003 г. упразднено Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), функции которого переданы ФСО России.

Упразднение ФАПСИ совсем не означает, что отпала необходимость в тех функциях, которые реализовывал этот федеральный орган исполнительной власти. Вновь образованная в составе ФСО России Служба продолжает обеспечивать высшие органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, федеральные органы исполнительной власти, Совет Безопасности РФ, организации, предприятия, учреждения специальными видами связи и информации. Кроме того, Служба занимается организацией деятельности предприятий и учреждений по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом, осуществляет государственный контроль за их деятельностью.

Действительно, одним из важнейших направлений деятельности Службы специальной связи и информации ФСО России после упразднения ФАПСИ остается организация и обеспечение специальной правительственной связи. Дело в том, что в кабинетах многих должностных лиц федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены специальные телефонные аппараты правительственной связи АТС-1 и АТС-2. В первом случае это 4-значные, а во втором 4- или 5-значные номера. Они позволяют обеспечить, как правило, прямую, надежно защищенную линию связи между руководителями органов государственной власти. Каждому абоненту выдается специальный телефонный справочник правительственной связи, на котором проставлен гриф «Для служебного пользования». В нем указаны: фамилия, имя, отчество, телефонный номер каждого абонента. Должность абонента и место его работы, как правило, не указываются. В случае, если данные абонентов совпадают, могут быть указаны организации, где они работают. Если взять федеральное министерство, то аппарат АТС-1 устанавливается только в кабинете федерального министра и его заместителей. Аппараты АТС-2 устанавливаются в кабинетах федерального министра, его заместителей, а также в кабинетах руководителей департаментов.

Подразделения Службы специальной связи и информации при ФСО России осуществляют на соответствующей территории руководство в области организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи и информации, сбора и передачи информации экономического характера в интересах государственных органов. Кроме того, в пределах своей компетенции они непосредственно проводят работу по основным направлениям деятельности бывших органов ФАПСИ, несут ответственность за обеспечение государственных органов специальными видами связи и информации.

Заметную роль в деле обеспечения безопасности играет Государственная фельдъегерская служба РФ (ГФС России). Она является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим специальные функции в сфере обеспечения федеральной фельдъегерской связи в Российской Федерации, и действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 13 августа 2004 г. № 1074.27

Основными задачами ГФС России являются:

1) обеспечение оперативной доставки и гарантированной сохранности отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений (корреспонденции):

 Президента РФ, федеральных органов государственной власти;

 органов прокуратуры;

 органов государственной власти субъектов РФ;

органов местного самоуправления по решению Правительства РФ;

 членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;

 Минобороны России, органов управления видов Вооруженных Сил РФ, родов войск, военных округов, флотов, округов внутренних войск МВД России, территориальных органов ФСБ России;

 администраций промышленных и военных объектов, имеющих особо важное государственное значение, по решению Правительства РФ;

2) доставка за рубеж корреспонденции, а также технической документации и образцов промышленных изделий по решению Президента РФ или Правительства РФ;

3) доставка корреспонденции глав зарубежных государств и глав правительств зарубежных государств, органов государственной власти государств  участников Соглашения о межправительственной фельдъегерской связи;

4) доставка корреспонденции органов Содружества Независимых Государств, расположенных на территории Российской Федерации;

5) управление территориальными органами ГФС России и обеспечивающими деятельность ГФС России организациями (подведомственными организациями), созданными для решения возложенных на ГФС России задач.

ГФС России осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через входящие в ее систему территориальные органы и подведомственные организации.

В систему ГФС России входят: центральный аппарат; территориальные органы; подведомственные организации.

К органам, обеспечивающим безопасность, относится Служба внешней разведки РФ (СВР России). Так же как и ФСБ России, она была выведена из состава КГБ СССР. Очевидным преимуществом этого решения является то, что СВР России обрела выход на высшее руководство страны, что в условиях радикальных преобразований является крайне важным, поскольку позволяет напрямую доводить до Президента РФ, других правительственных структур объективную информацию, свободную от каких-либо влияний промежуточных инстанций. Самостоятельный статус упростил и сделал более эффективным механизм принятия решений внутри Службы.28

Правовую основу деятельности СВР России составляет Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке».29 Основными направлениями разведывательной деятельности, которую осуществляет СВР России, являются: обеспечение Президента РФ, Федерального Собрания и Правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О внешней разведке» общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент РФ. Глава государства: определяет задачи разведывательной деятельности; контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ; принимает в пределах своих полномочий решения по вопросам, связанным с внешней разведкой, в том числе по сотрудничеству органов внешней разведки РФ с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств; назначает руководителей органов внешней разведки.

Таким образом, сфера безопасности  это комплексная область деятельности, обеспеченная законодательством и системой специальных органов государственной власти, построенной на его основе. Следует особо подчеркнуть: именно безопасность государства является одним из основных условий поступательного развития человека и общества.

 

Рекомендация:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственное управление в области обороны | Государственное управление в области внутренних дел


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.303 сек.