Лекция 17. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 ВВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318.
2 ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1913.
3 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
4 СЗ РФ. 1995. № 14. Ст. 1212.
5 СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 29.
6 СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3006.
7 СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4736.
8 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
9 СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2591.
10 СЗ РФ. 2000. № 31. Ст. 3295; 2004. № 8. Ст. 663.
11 СЗ РФ. 2005. № 39. Ст. 3953.
12 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1724.
13 СЗ РФ. 1999. № 1. Ст. 190.
14 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 194.
15 Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 920.
16 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2898.
17 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.
18 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.
19 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
20 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2902.
21 СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
22 СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.
23 СЗ РФ. 2004. № 39. Ст. 3953.
Перед изучением данной лекции внимательно прослушайте введение к лекции. Затем изучите последовательно материалы параграфов лекции, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Приложения». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.
После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по лекции. Затем проверьте свои знания по лекции, выполнив контрольные задания.
Независимо от исторической эпохи, для государства, общества, каждого конкретного гражданина существует необходимость защиты от внешней военной угрозы. Добиться этого можно только при наличии в стране надежной обороны, с помощью которой государство защищает демократические институты. Еще в XVI в. выдающийся итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли сказал: «Главные основы всех государств это хорошие законы и сильное войско. Не может быть хороших законов там, где нет сильного войска, а где есть сильное войско, конечно, будут хорошие законы».1 Применительно к современной России высказывание великого итальянца звучит более чем актуально. Для нашей страны с ее протяженными сухопутными и морскими границами, сложной геополитической обстановкой на многих сопредельных территориях оборона всегда оставалась одним из самых приоритетных направлений деятельности государства.
В любом государстве основополагающим документом, на основании которого строится государственное управление в области обороны, является военная доктрина страны. В постсоветской России первая военная доктрина была утверждена Указом Президента РФ от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации».2 Она сыграла важную роль в деле укрепления обороны на начальном этапе становления Российской Федерации как суверенного государства после распада СССР. Изменения международной обстановки и внутриполитической ситуации в России, которые произошли на рубеже ХХ и XXI вв., потребовали существенного пересмотра военной доктрины нашей страны. В настоящее время принята новая Военная доктрина Российской Федерации. Она утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации».3Военная доктрина представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Она является документом переходного периода периода становления демократической государственности, многоукладной экономики, преобразования военной организации государства, динамичной трансформации системы международных отношений.
Российская военная доктрина носит оборонительный характер. Ее реализация достигается за счет централизации государственного и военного управления, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Российской Федерации и ее союзников. В доктрине дается характеристика военно-политической обстановки в мире, называются основные внешние и внутренние угрозы военной безопасности страны, намечен комплекс мер по обеспечению военной безопасности государства, определена военная организация государства и руководство ею.
Важнейшим изменением, которое произошло в военной доктрине, является отказ Российской Федерации от декларированного прежде обязательства не применять ядерное оружие первой. Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия не только в ответ на использование против нее и (или) ее союзников ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, но и в качестве ответа на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности Российской Федерации ситуациях.
Государственное управление в области обороны имеет надежные правовые основы. Их ядро составляют базисные Федеральные законы: от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»,4 от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации»,5 от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».6 Самостоятельное значение для обороны страны также имеет Федеральный конституционный закон от 20 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».7
Понятие «оборона» закреплено нормативно. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» под обороной понимается система политических, военных, социальных правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Учитывая значимость для страны вопросов обороны, исключительными полномочиями при их решении наделен глава государства. В соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции РФ Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Он осуществляет руководство Вооруженными Силами, издает в пределах своих полномочий обязательные для исполнения приказы и директивы. Президент имеет значительный объем полномочий при осуществлении мобилизационных мероприятий. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против страны, он объявляет общую или частичную мобилизацию с незамедлительным сообщением об этом Государственной Думе и Совету Федерации. Кроме того, глава государства устанавливает режим работы органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в период мобилизации и в военное время.
Правительство РФ, как орган, осуществляющий исполнительную власть, также наделено значительными полномочиями по обеспечению обороны. В соответствии со ст. 20 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» российское Правительство организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; руководит гражданской обороной. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области обороны закреплены в ст. 6 Федерального закона «Об обороне» и в ст. 6 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В частности, Правительство РФ: организует разработку мобилизационных планов; в пределах своих полномочий руководит мобилизационной подготовкой и мобилизацией; определяет порядок создания, накопления, сохранения и использования мобилизационных запасов, материальных ценностей мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ), устанавливаются воинская обязанность граждан России и военно-транспортная обязанность органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств. Вооруженные Силы РФ государственная организация, которая составляет основу обороны страны. Они были созданы Указом Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466.8 Первоначально в состав ВС РФ были включены органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения, организации, военно-учебные заведения бывших Вооруженных Сил Союза ССР, дислоцировавшиеся на территории России, а также группировки войск и сил флота за пределами территории Российской Федерации, находившиеся под ее юрисдикцией. В рамках проведения военной реформы, цель которой постепенный переход к профессиональной армии, проводится сокращение численности Вооруженных Сил РФ, совершенствуется система управления ими. Так, согласно Указу Президента РФ от 16 июля 1997 г. № 7259 с 1 января 1999 г. численность военнослужащих ВС РФ устанавливалась в 1,2 млн ед. Позднее Указом Президента РФ от 24 марта 2001 г. № 337с «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры»10 с 1 января 2001 г. штатная численность военнослужащих Вооруженных Сил устанавливается в 1 млн ед. В 2001 г. был завершен переход на трехвидовую систему Вооруженных Сил. В нее входят: сухопутные войска; военно-воздушные силы; военно-морской флот. Ракетные войска стратегического назначения, ранее имевшие статус самостоятельного вида Вооруженных Сил РФ, утратили его в рамках реализации военной реформы. Они были преобразованы в род войск Вооруженных Сил ракетные войска стратегического назначения и космические войска.
Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации. К обороне также привлекаются пограничные войска, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны. Кроме того, для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, который является основным органом военного управления Вооруженными Силами РФ.
Правовой статус Министерства обороны РФ (Минобороны России) определяется в ст. 14 Федерального закона «Об обороне» и в Положении о министерстве, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082.11
Министерство обороны РФ (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области обороны, координирующим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области.
Руководство деятельностью Минобороны России осуществляет Президент РФ.
В структуру Минобороны России входят службы Министерства обороны (Служба расквартирования и обустройства, Служба экономики и финансов, Служба кадровой и воспитательной работы) и им равные подразделения, центральные органы военного управления, не входящие в службы, и им равные подразделения. Впервые в истории Российской империи, Советского Союза и России создан центральный аппарат Минобороны России, штат которого состоит из 10 350 военнослужащих и гражданского персонала.12 Кроме того, учреждена специальная должность начальник Аппарата Минобороны России.
Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ. Оно осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему федеральных служб по военно-техническому сотрудничеству, по оборонному заказу, по техническому и экспортному контролю и Федерального агентства специального строительства.
Основными задачами Минобороны России являются:
1) выработка и проведение государственной политики в области обороны;
2) нормативное правовое регулирование в области обороны;
3) нормативное правовое регулирование деятельности Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
4) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам обороны, координации деятельности войск, воинских формирований и органов по выполнению задач в области обороны, а также координация строительства войск и воинских формирований;
5) координация и контроль деятельности подведомственных Минобороны России федеральных органов исполнительной власти;
6) организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации;
7) поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил;
8) осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил;
9) обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей;
10) выработка и реализация государственной политики в области международного военного сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (международное военное сотрудничество) и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями (военно-техническое сотрудничество).
Минобороны России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ, в том числе издаваемыми им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Минобороны России, утвержденным Президентом РФ.
Российское военное ведомство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).
Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Генштаб) является центральным органом военного управления и основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ. Он осуществляет координацию деятельности других войск и воинских формирований, федеральных органов исполнительной власти по выполнению задач в области обороны. Можно без преувеличения сказать, что именно Генштаб является своеобразным мозгом российской армии. Генштаб состоит из главных управлений, управлений и иных структурных подразделений. Его полномочия обширны и многообразны. Они закреплены в ст. 15 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» и в Положении о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 1356. В частности, Генштаб ВС РФ: разрабатывает предложения по военной доктрине РФ и план строительства ВС РФ; осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; устанавливает количественные нормы приема граждан РФ на военную службу, военные сборы и призыва по мобилизации от субъектов РФ; разрабатывает план применения ВС РФ, мобилизационный план ВС РФ и федеральную государственную программу оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны; осуществляет перевод Вооруженных Сил на организацию и состав военного времени; организует стратегическое и мобилизационное развертывание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований.
Для организации управления в области обороны имеет значение дислокация ВС РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 900 «О военно-административном делении Российской Федерации»13 в Российской Федерации образованы шесть военных округов (Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский, Дальневосточный), а также самостоятельная военно-административная единица Калининградский особый район в административных границах Калининградской области, который не входит в состав ни одного из военных округов. Военный округ действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. № 901.14 Он является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности. Границы ответственности военного округа устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ. В состав военного округа как объединения Вооруженных Сил РФ входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил РФ и военные комиссариаты, расположенные на его территории. Военным округам придан статус оперативно-стратегических командований Вооруженных Сил РФ на соответствующих стратегических направлениях. В пределах своих границ они осуществляют функции оперативного руководства объединениями, соединениями и воинскими частями видов и родов войск Вооруженных Сил РФ.
Низовым, но при этом весьма значимым звеном в системе органов управления в области обороны являются военные комиссариаты. Они действуют на основании Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15 октября 1999 г. № 1372.15 Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в субъектах РФ, а также в районах, городах (без районного деления), административных округах и равных им административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
Министерство обороны создает военные комиссариаты по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ. Деятельность военных комиссариатов организует Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ через управления военных округов. Материальное, техническое, финансовое обеспечение военных комиссариатов осуществляется Министерством обороны РФ, а также за счет бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Среди основных задач военных комиссариатов можно выделить следующие: разработка планов проведения мобилизации людских и транспортных средств; организация и проведение мероприятий по первоначальной постановке граждан на воинский учет; организация совместно с главой органа местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, а также граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера.
Военные комиссары наделены административно-юрисдикционными полномочиями. В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ военный комиссар имеет право привлекать виновных к административной ответственности и применять такие административные наказания, как предупреждение и штраф. Административная ответственность предусмотрена по восьми составам административных правонарушений, в том числе за неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей (ст. 19.25 КоАП РФ), уклонение от медицинского обследования (ст. 21.6 КоАП РФ), умышленные порчу или утрату документов воинского учета (ст. 21.7 КоАП РФ) и др.
Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования должны быть укомплектованы личным составом. Конституция РФ (ч. 1 ст. 59) устанавливает обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество. В Российской Федерации действует воинская обязанность. Кстати сказать, авторство идеи воинской обязанности с полным основанием может быть приписано все тому же Н. Макиавелли, который рассматривал собственные, а не наемные войска как основу могущества и безопасности государства. При этом собственные войска, по мнению мыслителя, это войска, составленные или из подданных, или из сограждан, или из людей, обязанных одному государю.16
В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет. Граждане мужского пола состоят на воинском учете до достижения ими возраста 60 лет. Комплектование Вооруженных сил РФ, иных войск и воинских формирований осуществляется на смешанной основе по контракту и по призыву. Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Призыв на военную службу производится на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. № 587.17 Нормы призыва граждан на военную службу устанавливаются Министерством обороны РФ для каждого субъекта РФ. Юридически призыв оформляется путем издания Президентом РФ соответствующего указа.
Призыв на военную службу призывников организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром территориального образования. Призыв осуществляет призывная комиссия, которая создается в каждом районе решением главы органа местного самоуправления. Для методического руководства призывными комиссиями, контроля за их деятельностью решением главы органа исполнительной власти субъекта РФ создается призывная комиссия субъекта РФ. Призывники подлежат медицинскому освидетельствованию, которое организуется на основании Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 г. № 390.18
В последние годы значительно выросло число граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности. Минобороны России совместно с МВД России разработан комплекс мер по взаимодействию военных комиссариатов и органов внутренних дел для розыска таких граждан и обеспечения исполнения ими воинской обязанности. Порядок такого взаимодействия утвержден совместным приказом министра обороны и МВД России от 4 марта 2000 г. № 118/ № 218 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов и органов внутренних дел в работе по исполнению гражданами воинской обязанности».19 В частности, в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим постановке на воинский учет и призыву на военную службу, военные комиссары направляют в соответствующие территориальные органы внутренних дел письменные обращения о принятии необходимых мер. Руководители органов внутренних дел при получении соответствующих обращений военных комиссаров принимают необходимые меры к розыску граждан. При невозможности обеспечения явки гражданина в военный комиссариат документы о результатах проведения розыска направляются в военный комиссариат для приобщения их к личному делу призывника. Руководитель органа внутренних дел также может предложить военному комиссару возбудить ходатайство о привлечении призывника к ответственности в соответствии с российским законодательством.
Перспективной задачей, которую предполагается решить в ходе проводимой в России военной реформы, является отказ от призыва на военную службу и постепенный переход к профессиональной армии. Первоначально, в соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 722,20 планировалось завершить данное мероприятие к весне 2000 г. Однако недостаток финансовых средств не позволил перейти к профессиональной армии в установленный срок. Согласно Указу Президента РФ от 11 ноября 1998 г. № 135621 переход к комплектованию воинских должностей, подлежащих в настоящее время замещению военнослужащими срочной службы (солдаты, матросы, сержанты, старшины), гражданами, поступающими на военную службу по контракту, осуществляется по мере создания необходимых условий. В настоящее время переход к созданию в России профессиональной армии, можно сказать, состоялся. В порядке эксперимента полностью на контрактной основе сформирована 76-я Псковская дивизия воздушно-десантных войск. Такое положение соответствует практике комплектования вооруженных сил в мирное время, существующей почти во всех демократических государствах, где в абсолютном большинстве случаев призыв на военную службу отменен уже давно. Единственное препятствие, сдерживающее форсированный переход к профессиональной армии, недостаток бюджетных средств на эти цели. Согласно расчетам, проведенным в 2003 г., переход Вооруженных Сил РФ на контрактную основу обойдется стране в 1520 млрд руб. ежегодно.22 Вместе с тем в современных условиях альтернативы профессиональной армии нет. Число стран, которые ее имеют, неуклонно возрастает. Так, в 2001 г. их список пополнила Франция, отказавшаяся от призыва граждан на военную службу.
Для решения стоящих перед ними задач Вооруженные Силы РФ, войска и воинские формирования должны иметь не только численно достаточный и при этом хорошо подготовленный личный состав, но и техническое оснащение, соответствующее либо даже превосходящее техническое оснащение потенциального противника. Данный фактор приобретает особое значение в условиях локальных вооруженных конфликтов, в которых участвуют многие современные государства. Поэтому неотъемлемой составной частью оборонных мероприятий является обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований оружием, военной техникой и снаряжением. Данные мероприятия проводятся в рамках государственного оборонного заказа, который формируется на основе Федерального закона от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе».23 Согласно ст. 1 данного Закона государственный оборонный заказ представляет собой правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации, вооружения и военной техники, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и услуг, экспортно-импортные поставки в области военного сотрудничества Российской Федерации. Основные показатели государственного оборонного заказа утверждает Президент РФ. Поставки по государственному оборонному заказу являются одним из видов поставок для федеральных государственных нужд. Размещение государственного оборонного заказа должно осуществляться на конкурсной основе, за исключением работ по поддержанию мобилизационных мощностей. Правительство РФ утверждает государственный оборонный заказ в 20-дневный срок после подписания Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной год.
В целях совершенствования деятельности по формированию и размещению государственного закона образован специальный федеральный орган исполнительной власти Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ), действующая на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 21 января 2005 г. № 56с.24 Служба призвана обеспечивать проведение единой государственной политики в области разработки, производства, унификации и стандартизации вооружения и военной техники общего назначения; координацию работы федеральных органов исполнительной власти по исполнению государственного оборонного заказа в части, касающейся вооружения и военной техники общего назначения, а также реализовывать ряд других функций.
Указом Президента РФ от 20 марта 2006 г. № 23125 образована Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ. Комиссия является постоянно действующим органом, осуществляющим организацию и координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики по военно-промышленным вопросам, а также военно-технического обеспечения обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства. Положение о ВПК утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 2006 г. № 278.26
Значение эффективного управления в области обороны резко повышается в военное время, в период, когда в стране действует военное положение. В данных случаях требуется концентрация для нужд обороны всех ресурсов государства и общества. Для того чтобы в случае необходимости быстро и эффективно организовать оборону, проводятся мобилизационная подготовка и мобилизация. Под мобилизационной подготовкой понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время по заблаговременной подготовке экономики страны и Вооруженных Сил, а также других войск и воинских формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» под мобилизацией понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, переводу органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени. Мобилизация может быть общей и частичной. Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами.
Мобилизационная подготовка и мобилизация являются составными частями организации обороны Российской Федерации.
Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (ст. 12) предусматривает создание мобилизационных органов, которые организуют мероприятия по мобилизационной подготовке и мобилизации, контроль за их проведением. Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона «Об обороне» для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ создается запас военнообученных людских ресурсов. Руководство мобилизационной подготовкой и мобилизацией осуществляет Правительство РФ.
В Российской Федерации установлена военно-транспортная обязанность, которая является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации. Положение о военно-транспортной обязанности утверждено Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175.27 Военно-транспортная обязанность устанавливается для своевременного качественного и в полном объеме обеспечения транспортными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное время специальных формирований в период мобилизации и в военное время. Она распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, организации независимо от формы собственности, граждан-владельцев транспортных средств. В мирное время военно-транспортная обязанность исполняется путем учета и заблаговременной подготовки транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями. В период мобилизации и в военное время путем предоставления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными заданиями. Ведение учета транспортных средств возлагается на военные комиссариаты и органы военного управления. Порядок учета транспортных средств определяется Министерством обороны РФ по согласованию с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России. За неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей ст. 19.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: для граждан в виде штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, для должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.
Составной частью оборонных мероприятий является организация и ведение гражданской обороны. Правовую основу для их проведения составляет Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».28 Согласно ст. 1 данного Закона гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий. Среди основных задач гражданской обороны можно выделить: эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; борьбу с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время.
План гражданской обороны, структура и состав войск гражданской обороны, их штатная численность, а также положение о войсках гражданской обороны утверждаются Президентом РФ. Руководство организацией и ведением гражданской обороны осуществляет Правительство РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Оно действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868.29
МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, в функции которого входит: выработка и реализация государственной политики, нормативное правовое регулирование, а также надзор и контроль в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему: территориальные органы региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; войска гражданской обороны; Государственную инспекцию по маломерным судам МЧС России; аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования; образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России.
Для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России создается национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования.
Среди обширных функций МЧС России можно выделить такие, как: разработка предложений по формированию основ единой государственной политики в области гражданской обороны; разработка проекта плана гражданской обороны; координация деятельности аварийно-спасательных служб и формирований органов исполнительной власти; организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций; организация работы по предупреждению пожаров и их тушению, руководство деятельностью Государственной противопожарной службы, координация деятельности ведомственной и добровольной пожарной охраны, а также объединений пожарной охраны и др.
К органам, осуществляющим управление гражданской обороной, также относятся специально уполномоченные на это структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и структурные подразделения (работники) организаций.
На территориях субъектов РФ и муниципальных образований руководство гражданской обороной осуществляют главы региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, которые по должности являются начальниками гражданской обороны. Кроме того, ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О гражданской обороне» предусматривает возможность создания на территории субъектов РФ органов управления гражданской обороной. Эти органы комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, их руководители назначаются министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по согласованию с начальником гражданской обороны соответствующей территориальной единицы. Также предусматривается создание сил гражданской обороны, в которые входят воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
МЧС России подчинены войска гражданской обороны, численность которых составляет порядка 20 тыс. штатных единиц.
Начиная с 2001 г. МЧС России руководит деятельностью Государственной противопожарной службы, ранее подчинявшейся МВД России. Ее численность составляет немногим более 200 тыс. штатных единиц. На сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России распространяется Положение о службе в органах внутренних дел от 23 декабря 1992 г.