русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Административные процедуры


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2965; Нарушение авторских прав


Административные процедуры  установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленные на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций.

Административно-правовые процедуры пока не имеют общего правового основания в виде рамочного федерального закона.

Порядок рассмотрения индивидуальных дел органами исполнительной власти и уполномоченными государственными учреждениями урегулирован в некоторых законодательных актах, определяющих право граждан Российской Федерации на свободное передвижение, выбор места проживания и места жительства на территории Российской Федерации, порядок выезда из России и въезда в страну; порядок регистрации актов гражданского состояния, социальную поддержку отдельных категорий населения, пенсионное обеспечение и др.

В сфере экономики определенные административные процедуры предусмотрены законодательством о порядке государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей, порядке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, лицензировании отдельных видов деятельности, технических регламентах, приватизации жилых помещений, защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).

В административной сфере определенные процедуры установлены разрешительными режимами (порядок выдачи разрешения на владение, ношение и перевозку оружия и боеприпасов; порядок выдачи удостоверения на право управления автотранспортными средствами, на право охоты, на перевозку отдельных категорий грузов и др.); правилами таможенных режимов, правилами обращения с наркотическими и взрывчатыми веществами; правилами выдачи разрешения на частную охранную и детективную деятельность, правилами паспортной системы, правилами воинского учета и т. п.



Отдельные административно-процессуальные нормы содержатся в Земельном, Лесном, Водном, Воздушном, Градостроительном, Жилищном кодексах РФ, в законодательных актах об охране окружающей среды, о качестве и безопасности пищевых продуктов, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Административно-процессуальные нормы присутствуют также в федеральных законах, определяющих статус общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, благотворительных организаций, религиозных объединений.

Отдельные процессуальные нормы, определяющие порядок рассмотрения обращений граждан, закреплены в ведомственных нормативных правовых актах, принятых в ряде федеральных правоохранительных органов (МВД России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России и др.).

Во многих субъектах РФ были приняты законы о порядке рассмотрения обращений граждан (Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. «Об обращениях граждан», Закон Краснодарского края от 10 февраля 1999 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан в Краснодарском крае» и др.).

В настоящее время принят Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В Законе определены правовые характеристики обращения, предложения и жалобы, права гражданина при рассмотрении его обращения и гарантии его безопасности в связи с обращением в государственный орган или орган местного самоуправления.

В указанном Федеральном законе установлены основные административные процедуры, определяющие порядок направления и регистрации письменного обращения, сроки, связанные с направлением обращения в органы, в компетенцию которых входит рассмотрение конкретного вопроса, а также порядок личного приема граждан. Ряд статей закона (ст. 912) устанавливают порядок и сроки рассмотрения обращений граждан.

Упомянутым Федеральным законом закреплены принципы инстанционного рассмотрения обращений граждан, в том числе жалоб; принципы разрешения обращения компетентным, уполномоченным на то органом; требование известить гражданина о направлении обращений по подведомственности и о результатах рассмотрения соответствующих обращений; установлены предельные сроки рассмотрения обращения; предусмотрен порядок организации личного приема граждан и т. д.

Мы рассматриваем административные процедуры прежде всего как внешнее проявление публичных полномочий органами власти, т. е. в их отношениях с субъектами, которые не находятся в их подчинении.

Вместе с тем некоторые ученые считают возможным рассматривать административный процесс и как внутриорганизационную деятельность в органах исполнительной власти, как необходимый элемент управленческого процесса.1

Профессор Ю. А. Тихомиров полагает, что многие процессуальные нормы могут находиться внутри тематических законодательных и иных нормативных актов и тем самым создавать «встроенные административные процессы для осуществления норм соответствующих актов».

На наш взгляд, более целесообразно создание рамочного, общего с точки зрения принципиальных позиций законодательного акта, в котором был бы сосредоточен общий для всех административных процедур понятийный аппарат, общие принципы административных процедур, определены конкретные их виды и общие требования их осуществления.

Такой федеральный закон должен стать юридической базой для урегулирования отдельных процедурных производств, учитывающих особенности регулируемых материальных отношений и сфер их существования, субъектов этих отношений и т. п.

Надо отметить, что в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов об административных процедурах, которые рассматривались на уровне комитетов Думы.

При этом надо иметь в виду, что административное и административно-процессуальное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому нельзя исключать возможности законодательного регулирования субъектами РФ общественных отношений, связанных с административными процедурами деятельности соответствующих органов публичной власти.

Следует в этой связи согласиться с мнением И. М. Лазарева о том, что внешнеуправленческие административные процедуры требуют, как правило, законодательного регулирования,2 а также с его выводом, что в административном процессе, характерном для административных процедур, нет тяжущихся сторон, что в таких правоотношениях органы исполнительной власти выступают не в роли арбитра, а в роли организатора, обеспечивающего реализацию прав и обязанностей заинтересованного лица, предусмотренных соответствующими материальными нормами права.3

С точки зрения классификации административных процедур в науке административного права предлагается рассматривать следующие их виды:

а) правоприменительные процедуры, в ходе которых решаются вопросы о предоставлении гражданам и организациям определенных прав и специальных правовых статусов в сфере государственного управления (право на получение информации, на проведение демонстрации или иного публичного мероприятия, на получение паспорта гражданина Российской Федерации, на социальную поддержку, на помещение ребенка в образовательные учреждения и т. п.);

б) процедуры, связанные с обеспечением исполнения гражданами и организациями возложенных на них законом обязанностей (обязанность зарегистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, встать на учет в налоговом органе, зарегистрироваться в качестве юридического лица или предпринимателя, получить лицензию на определенный вид деятельности; обязанность соблюдать нормы и требования пожарной безопасности, безопасности дорожного движения, санитарные требования и правила и т. д.).4

Классификация административных процедур может получить законодательное закрепление в федеральном законе об административных процедурах, учитывая особенности отдельных видов процедур. Вместе с тем именно в таком законе следовало бы в общем виде определить возможность защиты прав граждан и организаций от неправомерных действий органов публичной власти и должностных лиц в форме подачи административной жалобы в суд, т. е. путем включения института административной юстиции.

В то же время нельзя исключать возможность обжалования неправомерных действий органов исполнительной власти в вышестоящие органы в порядке подчиненности (то же и в отношении должностных лиц).

В связи с этим возникает вопрос о том, в каком законодательном акте должен быть урегулирован административный (субординационный) порядок обжалования индивидуальных актов как результатов административных процедур.

Здесь возможны, на наш взгляд, два варианта: 1) включить соответствующие нормы в федеральный закон об административных процедурах и 2) принять самостоятельный федеральный закон с таким условным названием: «Об административном (внесудебном и досудебном) порядке обжалования решений и действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, нарушивших права и законные интересы физических и юридических лиц».5

По нашему мнению, в законодательстве об административных процедурах необходимо упомянуть о праве прокуроров вносить протесты и представления в органы исполнительной власти и в органы местного самоуправления на незаконные индивидуальные акты, принятые этими органами по результатам административных процедур.

В этих процедурах должны быть задействованы все способы (судебный, административный, прокурорский) обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций.

Законодательное закрепление административных процедур будет способствовать реальному продвижению российской государственно-правовой системы к реализации всех параметров правового государства.

Заметим, что в США и странах Западной Европы административные процедуры, связанные с публично-правовыми интересами граждан и частных организаций, получили законодательное закрепление.

В США действует Федеральный закон 1946 г. об общей административной процедуре, включенный в федеральный свод законов, а в штатах  региональные законы об административной процедуре.

В ФРГ действует Федеральный закон от 25 мая 1976 г. (с изменениями от 25 сентября 1999 г.) «О порядке административного производства». В этом Законе административное производство рассматривается как деятельность административных органов, т. е. органов государственного и муниципального управления, имеющая публично-правовой характер, направленная на проверку предпосылок, подготовку и издание административного акта либо на заключение публично-правового договора (§ 9 ч. II). В качестве административного акта данный Закон определяет любое распоряжение, решение или иные властные меры, принимаемые административным органом в целях урегулирования какого-либо конкретного случая в области публичного права и направленные на непосредственное достижение правового последствия (§ 35 ч. III). В качестве участников административного производства Закон называет граждан (физических лиц) и юридических лиц.

В Венгрии с 1957 г. действует Акт об общих нормах административного производства от 9 июня 1957 г. (с изменениями в 1981, 1991 и 1992 гг.), регулирующий указанное производство в «публично-административных органах» (имеются в виду отношения этих органов с гражданами и организациями).

В настоящее время в России сделаны определенные шаги по решению проблемы правового регулирования административных процедур в деятельности федеральных органов исполнительной власти. В Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30, в его разделе «Основные правила организации документооборота» определены обязанности федерального органа исполнительной власти по обеспечению рассмотрения обращений граждан и организаций, поступивших в адрес данного органа, обращений, принятых на личном приеме. Указано, что по результатам рассмотрения обращения соответствующий орган принимает необходимые меры и направляет ответ в срок до одного месяца с даты поступления обращения, а также по просьбе направивших его государственных органов уведомляет их о принятом решении.

При необходимости срок рассмотрения обращения может продлеваться, но не более чем на один месяц, а о продлении должно быть сообщено заявителю с указанием причин.

Письменные обращения, содержащие вопросы, не входящие в компетенцию федерального органа исполнительной власти, направляются им в пятидневный срок по принадлежности, о чем сообщается заявителю. В случае, если поставленные вопросы не входят в компетенцию данного органа, должны быть даны необходимые разъяснения по обращению в соответствующий орган, к компетенции которого относится решение вопроса.

В упомянутом Типовом регламенте также указано, что запрещается направлять обращения граждан и организаций тем органам или должностным лицам, действия которых обжалуются, кроме случаев обжалования действий (бездействия) вышестоящего федерального органа исполнительной власти, компетентного рассматривать обращение по существу. В этом случае федеральный орган направляет заявителю за подписью руководителя или заместителя руководителя информацию о порядке обжалования своих действий (бездействия) в соответствии с законодательством Российской Федерации.6

По-видимому, приведенное выше положение Типового регламента предполагает возможность судебного обжалования акта государственного управления в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и в порядке, предусмотренном ГПК РФ и АПК РФ.

В Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452,7 содержится специальный разд. XII, в котором закреплены правила, определяющие порядок работы с обращениями граждан и организации приема граждан.

В этом документе указано, что в федеральном органе исполнительной власти рассматриваются индивидуальные и коллективные предложения, заявления и жалобы граждан и организаций, ходатайства в их поддержку по вопросам сфер деятельности указанных органов, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в форме электронных сообщений и в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан. При необходимости орган государственной власти, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

В данном Типовом регламенте достаточно подробно регламентированы правила рассмотрения письменных обращений граждан в федеральном министерстве, включая направление обращения в подведомственные федеральную службу или федеральное агентство. Установлен запрет на направление обращений на рассмотрение тем должностным лицам, действия (бездействие) которых обжалуются.

Определен 30-дневный срок рассмотрения обращения с возможностью его продления на срок не более 30 дней по решению заместителя руководителя с одновременным уведомлением заявителя об этом с указанием причин.

В Регламенте урегулированы основания отказа в рассмотрении обращений (анонимные обращения, обращения, дублирующие ранее направленные, по которым даны исчерпывающие ответы, обращения по проведению экспертиз договоров или учредительных документов и т. п.).

В случае, если обращение направлено в ненадлежащий орган, оно в пятидневный срок со дня получения пересылается по подведомственности.

Руководителям федеральных органов исполнительной власти предписано обеспечивать учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан и организаций, и дан примерный перечень данных для такого анализа.

Предусмотрены порядок работы с электронной почтой (интернет-обращениями), порядок личного приема граждан, а также порядок доступа к информации о деятельности федерального органа исполнительной власти, в том числе о работе с обращениями граждан.

Новым шагом в регулировании административных процедур в деятельности федеральных органов исполнительной власти явилось постановление Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679, утвердившее Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.8 В указанном постановлении подчеркивается, что упомянутые регламенты определяют сроки и последовательность действий (административные процедуры) федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг. Регламенты утверждаются федеральными министрами или руководителями федеральных служб либо федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Президент РФ или Правительство РФ.

В указанном постановлении Правительства РФ определены требования к соответствующим административным регламентам, включая перечень и наименования разделов и их содержание. Установлен также порядок разработки, согласования и утверждения административных регламентов, исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг.

 

Рекомендация:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вступление | Административная юрисдикция и административно-юрисдикционный процесс


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.689 сек.