Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
Перед изучением данной лекции внимательно прослушайте введение к лекции. Затем изучите последовательно материалы параграфов лекции, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Приложения». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.
После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по лекции. Затем проверьте свои знания по лекции, выполнив контрольные задания.
В настоящей лекции рассматриваются понятие административного процесса, его отличительные особенности и виды. Развитие административного процесса в современной России неразрывно связано с процессом демократизации общественно-экономического строя, продвижением государственно-правовых институтов к идеям и требованиям правового государства. Как известно, Конституция РФ провозгласила, что Россия демократическое правовое государство (ст. 1), что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства (ст. 2), что Россия социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Идеи и требования Конституции получают свое развитие и реализацию в правовых институтах. Одним из них является административно-процессуальное законодательство, задача которого обеспечить эффективное регулирование порядка реализации административно-правовых норм органами публичной власти, в первую очередь органами исполнительной власти.
Административный процесс можно рассматривать как совокупность юридических действий, последовательно сменяющих друг друга, обеспечивающих реализацию норм материального права, приводящих в действие субъективные права и обязанности сторон конкретных правоотношений.
Таким образом, административный процесс, так же как гражданский или уголовный процесс, является правоприменительным процессом, органической частью, составным элементом механизма жизни административно-правовых норм, а также норм ряда других отраслей права, в том числе финансового и экологического права.
Административный процесс сложный и комплексный административно-правовой институт, состоящий из ряда обособленных видов, поскольку он связан с различными видами деятельности органов публичной власти в их взаимоотношениях друг с другом и особенно с не подчиненными этим органам субъектами физическими и юридическими лицами, а также с судебным контролем за законностью действий и решений органов публичной власти и их должностных лиц.
В зависимости от содержания прав и обязанностей субъектов правовых отношений и их взаимоотношений можно логически выделить три основных вида административно-процессуальных отношений и, соответственно, три вида административного процесса: административно-процедурный процесс; административно-юрисдикционный процесс; административное судопроизводство.
Следует отметить, что в последние десятилетия в научной литературе по административному праву высказано немало идей и предложений, касающихся содержания, видов и принципов административного процесса.
Например, профессор В. Д. Сорокин предлагает широкое толкование понятия «административный процесс».1 Другие авторы выделяют административно-правотворческий процесс, административно-правонаделительный процесс; административно-юрисдикционный процесс.2
Ю. М. Козлов и Л. Л. Попов считают административно-юрисдикционную и административно-процедурную деятельность составляющими административного процесса, а административное производство рассматривают как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти.3
Л. А. Николаева и А. К. Соловьева основное внимание уделяли проблеме административного судопроизводства, рассматривая его как основной вид административного процесса.4
И. В. Панова, так же как В. Д. Сорокин, рассматривает многочисленные административно-процессуальные производства как самостоятельные виды административного процесса.5
Проблемам административного процесса и особенно административной юстиции значительное внимание уделяет Ю. Н. Старилов. Правда, в последнее время профессор Старилов, уточняя свои взгляды на административный процесс, пришел к выводу, что его следует рассматривать только как правосудие по административным делам, как правозащитный административный процесс.6 Обстоятельную критику позиции Ю. М. Старилова дал профессор Д. Н. Бахрах,7 с которым следует согласиться.
Отметим, что, несмотря на различия подходов (и оригинальные позиции) к понятию и видам административного процесса, можно выделить общепризнанную характеристику административного процесса как самостоятельного вида административного процесса. Это:
1) особый вид процессуальной деятельности органов публичной власти (преимущественно органов исполнительной власти) и судов (административное судопроизводство специфическая деятельность судов);
2) совокупность последовательно совершаемых юридических действий по реализации норм материального права, защищаемых методами административного права;
4) правоприменительный процесс, состоящий из обособленных производств, причем каждая стадия производства включает юридические действия, направленные на достижение определенных юридических результатов.
При помощи административно-процессуальных действий субъекты административно-правовых и некоторых иных правоотношений реализуют свою административную дееспособность, защищают свои права и законные интересы.
Таким образом, административный процесс является правоприменительным и правореализующим процессом в отношениях между субъектами публичной власти и субъектами, такой властью не обладающими, но находящимися под защитой государства и его органов, обязанных обеспечивать защиту прав и законных интересов таких субъектов в публичных отношениях.
Учитывая изложенное выше, полагаем возможным рассмотреть три основных вида административного процесса: административные процедуры, административную юрисдикцию, административную юстицию.
1 См.: Сорокин В. Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. СПб., 2002.
2 См.: Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учеб. М.: Норма, 2004. С. 542 и др.
3 См.: Административное право: учеб. / под ред. Ю. М. Козлова и Л. Л. Попова. М., 1999. С. 384.
4Николаева Л. А., Соловьева А. К. Административная юстиция и административное судопроизводство. СПб., 2004.
5Панова И. В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Саратов, 2001.
6Старилов Ю. Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. 2004. № 6.
7Бахрах Д. Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс // Государство и право. 2005. № 2. С. 1925.