русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Лекция 7. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1713; Нарушение авторских прав


Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Исполнительный аппарат Президента Российской Федерации

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Полномочия Президента Российской Федерации в отношении органов исполнительной власти

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Президент Российской Федерации в системе разделения властей

Лекция 6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

 

Перед изучением данной лекции внимательно прослушайте введение к лекции. Затем изучите последовательно материалы параграфов лекции, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Приложения». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по лекции. Затем проверьте свои знания по лекции, выполнив контрольные задания.

 

Мировой опыт, опыт нашей страны свидетельствует, что от взаимоотношений президента и органов исполнительной власти во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально-экономической, политической систем, всего механизма государства в целом. Институт президента  сравнительно новое явление для российской государственности. До февраля 1917 г. наша страна представляла собой абсолютную монархию. Вместе с тем следует отметить, что в этот период выдвигались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением в стране поста президента. Они оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в России, часть из них нашла воплощение на практике в условиях современности. К такого рода проектам, например, относится проект конституции, который был подготовлен крупнейшим государственным деятелем П. А. Столыпиным. Процедура введения поста президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н. И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 г.1



Двоякого рода отношение к институту главы государства в целом и президенту в частности было фактически в годы советской власти в нашей стране; во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в правовых актах; во-вторых, вопрос об учреждении поста президента возникал в реальной жизни нашей страны неоднократно. Так, о введении в СССР института президента говорил Н. С. Хрущев в середине 1960-х годов на комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР, который не был реализован.2 В целом следует констатировать, что институт президента был органически чужд советской системе. «С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента».3 Президиум Верховного Совета СССР во главе с его Председателем формально выполнял роль коллегиального главы государства. Но на практике этот орган не был самостоятельным. Он являлся придатком партийного аппарата.4 Важнейшие вопросы государственной жизни решались Политбюро ЦК КПСС, партийным лидером. Фактическим свидетельством этого, усилением руководящей роли КПСС в жизни общества и государства стало совмещение в лице Л. И. Брежнева поста Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, это дало возможность на практике соединить в одних руках большие властные полномочия, чем мог бы дать пост президента страны.5

Введение поста президента в нашей стране во многом связано с периодом так называемой перестройки. На уровне Союза ССР этот вопрос был решен в марте 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР».6 Президент является главой советского государства. Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Соответствующие процессы протекали в РСФСР. Данный пост учреждается путем референдума, инициированного одной третью депутатов российского парламента, который состоялся 17 марта 1991 г. «За» высказались 70% участников голосования. Состоявшийся в мае 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР утверждает ранее принятые Законы РСФСР «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР».7 Съезд внес соответствующие изменения, дополнения в Конституцию РСФСР.8 В июне 1991 г. избирается первый Президент РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР.

Сегодня вопросы, связанные с организацией и деятельностью Президента РФ, регулируются Конституцией РФ 1993 г. Данным вопросам посвящена ее специальная глава 4. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти России. Уже это является правовым свидетельством того, что президент не включается ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную.9 Вместе с тем ряд вопросов его функционирования регулируются и иными правовыми актами, например, Федеральным конституционным законом 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральным законом 2002 г. «О выборах Президента Российской Федерации».10

Конституция РФ 1993 г. по-новому определяет статус Президента РФ. По сравнению с ранее существовавшим произошло своего рода «отделение» его от исполнительной власти. В тексте Основного закона 1993 г. уже нет ранее существовавшего положения о том, что Президент является главой исполнительной власти Российской Федерации. Важнейшее, основополагающее значение здесь имеют конституционные формулы, закрепленные в ст. 80. Это прежде всего положение о том, что Президент РФ является главой государства. Далее в обобщенной форме установлены его важнейшие функции в обществе и государстве. На первое место поставлена позиция о том, что Президент РФ  гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что именно в ней отражены важнейшие характеристики демократического, правового, социального государства  верховенство Основного закона, не человек для государства, а государство для человека. И именно главенствующее место в деле гарантирования этих принципов отведено прежде всего высшему должностному лицу  Президенту РФ. Определено, что он в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяются основные направления внутренней и внешней политики государства; как глава государства он представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Данная конструкция вызвала оживленную дискуссию в научных кругах о месте Президента РФ в системе разделения властей. Имеют место два основных подхода. В краткой форме они сводятся к следующему. Сторонники первого считают незыблемой классическую триаду властей  законодательная, исполнительная, судебная. Они безоговорочно относят Президента РФ к исполнительной власти. Сторонники второго подхода считают, что выделение трех властей не в полной мере отражает существующие сегодня реалии и в связи с этим выделяют иные ветви власти  избирательную, учредительную, муниципальную, информационную, контрольную, политическую и др. В полной мере такой подход коснулся и Президента РФ. В российской правовой литературе в связи с этим говорят о наличии новой, самостоятельной отдельной власти, называя ее «президентской властью», «арбитражной».11 Второй подход, с нашей точки зрения, является наиболее плодотворным. Он основывается на том, чтобы сегодня отойти от прежних представлений «жесткого» разделения властей, в наибольшей степени учесть современные потребности, тенденции развития общества и государства. Не вдаваясь глубоко в суть споров, так как они достаточно широко освещены в научной литературе, отметим, что мы придерживаемся позиции тех авторов, которые трактуют президентскую власть как особую власть, имеющую координационно-арбитражный характер.12

 

Рекомендация:

 

1 См.: Аврех А. Я. П. А. Столыпин и судебные реформы в России. М., 1991. С. 206210; История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986. С. 224.

2 См.: Лазарев Б. М. Президент СССР // Советское государство и право. 1992. № 7. С. 4.

3 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд. М., 2003. С. 389.

4 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. 2-е изд. М., 1999. С. 396.

5 См.: Комарова В. В., Магомедов Ш. Б. Глава государства, региона Российской Федерации. М., 1999. С. 53.

6 Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

7 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510, 512.

8 Там же. 1991. № 45. Ст. 1497.

9 См.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Указ. соч. С. 398; Алехин А. П., Кармолицкий А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. 2-е изд. М., 1997. С. 141.

10 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2003. № 2. Ст. 171.

11 Колюшин Е. И. Конституционное (государственное) право России. М., 1999. С. 219; Конституционное право субъектов Российской Федерации / отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002. С. 443, 444.

12 См., например: Чиркин В. Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России / отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2003. С. 120, 121.

 

На исполнительные органы государственной власти падает основная нагрузка по практическому воплощению в жизнь важнейших и наисложнейших задач по реформированию, обеспечению эффективного функционирования российского общества. Отсюда и такое пристальное, постоянное внимание Президента РФ к их организации и деятельности, обширные и наиболее мощные полномочия со стороны Президента по отношению к ним. Предложим следующую классификацию компетенции главы нашего государства по отношению к органам исполнительной власти. С одной стороны, она основывается на представленных в научной литературе общих классификациях полномочий Президента, а с другой  на специфике его взаимоотношений с исполнительной властью. Выделяются четыре их основные группы: полномочия по формированию органов исполнительной власти; полномочия по определению основных направлений деятельности и руководству органами исполнительной власти; полномочия по контролю и надзору за деятельностью исполнительных органов; арбитражныеполномочия в отношении исполнительных органов.

1. Полномочия по формированию органов исполнительной власти. Это относится прежде всего к Правительству РФ. В соответствии с п. «а» ст. 83 Конституции РФ Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ. После трехкратного отклонения Думой представленных кандидатур он наделен правом распустить палату и назначить ее новые выборы, а Председателя Правительства назначить самостоятельно. По предложению Председателя Правительства Президент назначает на должность и освобождает от нее заместителей Председателя Правительства, федеральных министров.

Глава российского государства определяет систему и структуру федеральных органов исполнительной власти. Данное полномочие закреплено в ч. 1 ст. 112 Конституции РФ. Она гласит: «Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти». Следует отметить, что данное положение вызвало у Государственной Думы неопределенность в его понимании при сопоставлении п. «г» ст. 71 с ч. 1 ст. 76 Основного закона РФ. Она обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом. Суть его сводилась к тому, чтобы определить, что понимается под системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, каким актом эта система должна утверждаться  федеральным законом или указом Президента РФ. В своем постановлении от 27 января 1999 г. «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации» Конституционный Суд РФ определил, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»1 и иных федеральных законов (т. е. речь идет об определенных видах федеральных органов исполнительной власти). Понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством РФ возложенных на него задач и полномочий (т. е. конкретный перечень таких органов). И система, и структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом Президента РФ. Примером таких актов являются Указы от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».2

Президент формирует Совет Безопасности РФ, Администрацию Президента РФ, назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ. Он имеет, например, таких представителей в федеральных округах, палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде РФ, другом государстве. Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, назначает (утверждает) войсковых атаманов казачьих воинских формирований, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. Он же принимает решение об отставке Правительства РФ, которое может быть принято в четырех случаях: по собственному усмотрению Президента; при подаче Правительством заявления об отставке; при выражении недоверия Правительству; при отказе в доверии Правительству Государственной Думой. На практике Президент неоднократно отправлял Правительство в отставку, особенно в 19981999 гг. Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, ставит перед ней вопрос об освобождении от таковой.

Президент имеет ряд мощных полномочий, связанных с формированием исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Это касается прежде всего высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти). Следует отметить, что в данной области до конца 2004 г. имели место различного рода решения. Принятые 11 декабря 2004 г. изменения в ряд законодательных актов установили новое, единообразное решение по данным вопросам.3 В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению Президента РФ законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта РФ. Главе нашего государства предоставлено также право досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) путем отрешения его от должности в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных законом.4 Примером этого является Указ Президента РФ от 9 марта 2005 г., в соответствии с которым Логинов В. А. был отрешен от должности губернатора Корякского автономного округа в связи с утратой доверия Президента РФ за ненадлежащее исполнение им своих обязанностей. Основанием для этого стал срыв завоза топлива в населенные пункты Пенжинского и Олюторского районов Корякского автономного округа, повлекший за собой размораживание систем отопления в населенных пунктах этих районов, что привело к массовым нарушениям прав и свобод граждан, проживающих в них.5

Президент РФ в установленных законом случаях может назначить временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) на период до вступления в должность вновь избранного высшего должностного лица субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти). По этому вопросу издается соответствующий указ (п. 9 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации»). Президент РФ может также временно отстранить высшее должностное лицо субъекта (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) от исполнения им своих обязанностей. Такие действия он совершает в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, по представлению Генерального прокурора РФ в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления (п. 4 ст. 29.1 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации»).

2. Полномочия по определению основных направлений деятельности и руководству органами исполнительной власти. Основные направления деятельности исполнительных органов государственной власти формулируются Президентом РФ прежде всего в различного рода документах, правовых актах. Особая роль здесь принадлежит его ежегодному посланию к Федеральному Собранию об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Данное право Президенту предоставлено п. «е» ст. 84 Конституции РФ. Первый такой документ вышел в начале 1994 г.

Основные направления деятельности, конкретные руководящие указания органам исполнительной власти содержатся в актах, принимаемых Президентом. К ним относятся указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей территории нашей страны. Особо важное место в правовой системе Российской Федерации занимают указы Президента. Заметим, что они могут восполнять пробелы правового регулирования по вопросам, которые требуют законодательного решения. Данная позиция нашла свое разъяснение в ряде актов Конституционного Суда РФ. Например, в его постановлении от 30 апреля 1996 г. «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 “О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации” и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, учрежденного названным Указом».6 Из анализа этих актов следует, что Президент может принимать указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, в том случае, когда отсутствует соответствующий федеральный закон по данному предмету регулирования; указы не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам; действие таких указов ограничивается принятием соответствующего акта законодателем. В целом следует констатировать, что в значительной части актов Президента содержатся положения, связанные с определением основных направлений деятельности, руководящие указания органам исполнительной власти.

Президент РФ осуществляет непосредственное руководство Правительством РФ, которое реализуется в различных формах. Так, в соответствии с п. «б» ст. 83 Конституции РФ Президент имеет право по собственному усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства. Следовательно, при этом он может осуществлять непосредственное руководство данным органом. В ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» закреплено положение о том, что Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них, назначает их руководителей. В Указе Президента РФ от 20 мая 2004 г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» конкретно определены такие органы. Это Министерство внутренних дел, Федеральная миграционная служба, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство иностранных дел, Министерство обороны, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства, Министерство юстиции, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Государственная фельдъегерская служба, Служба внешней разведки, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба охраны, Главное управление специальных программ Президента РФ, Управление делами Президента РФ. Правительство РФ лишь координирует деятельность данных органов.

Конституция РФ особо выделяет две сферы непосредственного руководства Президента, теснейшим образом связанные с исполнительной властью. Это прежде всего обороноспособность и безопасность. В данной области в соответствии с п. «з» ст. 83 Президент наделен правом утверждения военной доктрины Российской Федерации. Данный документ представляет собой систему официальных позиций государства в деле предотвращения войны, военных конфликтов, взглядов на военное строительство, мер по обеспечению обороноспособности страны, использования Вооруженных Сил РФ, других войсковых формирований в деле защиты жизненно важных интересов РФ. Такая доктрина, например, была утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 г.7 Президент РФ  Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ (ч. 1 ст. 87 Конституции РФ). Он может давать любые приказы министру обороны, вправе в любой момент взять на себя руководство Вооруженными Силами. Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ (п. «ж» ст. 83 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 87 Основного закона нашей страны Президенту РФ предоставлено право в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения. Об этом незамедлительно сообщается Совету Федерации и Государственной Думе. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. «О военном положении».8 В соответствии с его ст. 1 под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории России или отдельной ее местности в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против нашей страны или непосредственной угрозы агрессии. Цель его введения  создание условий для отражения и предотвращения агрессии против России. Режим военного положения определяется указанным Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения и предотвращения агрессии против России.

Широкими полномочиями в деле обеспечения такого режима наделен Президент РФ. Так, он осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения; определяет меры по обеспечению режима военного положения, применяемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами военного управления на территории, на которой введено военное положение, а также полномочия указанных органов по применению этих мер; определяет задачи, устанавливает порядок привлечения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения; приостанавливает деятельность политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих агитацию или пропаганду, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации; устанавливает запреты или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также иных массовых мероприятий; устанавливает на территории, на которой введено военное положение, особый режим работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; утверждает положение о федеральных органах исполнительной власти, руководство которыми он осуществляет.

Военные полномочия Президента РФ конкретизированы в ряде иных федеральных правовых актов. Особо отметим Федеральный закон «Об обороне», принятый в 1996 г.9 В соответствии с ним Президент наряду с вышеуказанными полномочиями, например, утверждает государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, ядерных и других специальных испытаний и санкционирует указанные испытания; утверждает структуру, состав Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил, других войск, формирований и органов; принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований от соединений и выше; утверждает общевойсковые уставы, положения о боевых знаменах воинских частей, Военно-морском флаге РФ, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности, положения о Министерстве обороны РФ и Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ, а также положения об органах управления других войск, воинских формированиях и органах; издает указы о призыве граждан РФ на военную службу, военных сборы (с указанием численности призываемых граждан Российской Федерации и их распределения между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами), а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву в порядке, предусмотренном федеральным законом; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений, об участии Вооруженных Сил РФ в операциях по поддержанию мира и международной безопасности. Представленные полномочия нашли свое отражение в ряде правовых актов Президента РФ, например в его Указах от 11 марта 2003 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» и от 5 мая 2003 г. «Об отзыве контингента (воинских формирований) Вооруженных Сил Российской Федерации, принимающего участие в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине и о международном присутствии по безопасности в Косово (Сербия и Черногория)».10

В соответствии со ст. 88 Конституции РФ Президент РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение и незамедлительно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Подробно данные вопросы урегулированы в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», принятом 30 мая 2001 г.11 Прежде всего в нем определены обстоятельства введения чрезвычайного положения. Это: а) попытка насильственного изменения конституционного строя России, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессионные, региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; б) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекших человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Чрезвычайное положение вводится указом Президента РФ. Он подлежит утверждению Советом Федерации в течение 72 часов. В 90-е годы прошлого столетия чрезвычайное положение неоднократно вводилось на юге нашей страны. Совет Федерации, как правило, утверждал соответствующие указы Президента. Но имело место и иное решение. Так, не был утвержден Указ Президента от 4 февраля 1995 г. «О введении чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики», впоследствии признанный Президентом утратившим силу.12

Вторая сфера непосредственного руководства Президента РФ, которая выделена в Конституции РФ,  внешняя политика. В соответствии с п. «а» ст. 86 Основного закона нашей страны он осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации. Реализуя это полномочие, Президент в сотрудничестве с парламентом разрабатывает стратегию внешнеполитической деятельности, основные ее направления. Он непосредственно руководит выполнением намеченного курса, инструктирует и контролирует Министерство иностранных дел, другие органы исполнительной власти, к компетенции которых относится тот или иной аспект внешнеполитической деятельности. Как глава государства Президент осуществляет высшее представительство в международных отношениях. Он устанавливает прямые контакты с руководителями государств, ведет переговоры с ними, посещает международные организации и т. д. Президент ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей.

3. Полномочия по контролю и надзору за деятельностью исполнительных органов. Контрольные полномочия Президента РФ имеют место прежде всего в отношении Правительства РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 115 Конституции РФ глава государства наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Основному закону страны, федеральным законам и указам Президента РФ. Примером этого является Указ Президента РФ 1995 г. об отмене как противоречащего Закону «Об оружии» постановления Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. о праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Минсельхозпрода России.13 Такого рода указы на практике фактически не встречаются. Следует отметить, что важная роль в этой деятельности отведена прокуратуре. В соответствии с действующим законом об этом органе14 Генеральный прокурор РФ в случае выявления несоответствий постановлений Правительства РФ Конституции РФ и федеральным законам информирует об этом Президента РФ.

Надзорные полномочия Президента РФ используются по отношению к исполнительным органам государственной власти субъектов РФ. Особое место среди них занимает конституционное право главы государства приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Данное положение конкретизируется в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В соответствии с ч. 2, 3 ст. 29 названного Закона в период действия указа Президента РФ о приостановлении действия рассматриваемых здесь актов высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) или органа исполнительной власти субъекта не может издать другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом РФ, либо вносящего в него необходимые изменения. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта) вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта акта Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам Российской Федерации. Анализ этих положений также свидетельствует о том, что Президент РФ не обязан обращаться в суд при приостановлении действия таких актов. Следует отметить, что рассматриваемое полномочие неоднократно использовалось главой государства. Особенно часто это делалось в 1994, 1996, 2000 гг. В качестве примера назовем Указ Президента РФ от 12 июня 2000 г. «О приостановлении действия постановления губернатора Тверской области от 28 сентября 1999 г. № 856 “О тарифах на электрическую энергию для населения области”».15 В такого рода указах отмечалось несоответствие различного рода актам. Подчеркнем и тот факт, что вмешательство суда в рассмотрение такого рода вопросов не требовалось. Оспариваемые Президентом РФ акты отменялись принявшими их органами еще до рассмотрения дела в суде.

4. Арбитражные полномочия по отношению исполнительных органов. Такое полномочие осуществляется Президентом РФ прежде всего путем использования согласительных процедур. Это право закреплено в ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Оно гласит, что Президент РФ может использовать согласительные процедуры для решения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Одной из форм согласительной деятельности Президента РФ является создание согласительных комиссий. Например, Распоряжением Президента РФ от 4 мая 1997 г. была создана согласительная комиссия для урегулирования разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Ингушетия по некоторым вопросам Конституции Республики Ингушетия, обеспечения ее соответствия Конституции РФ и федеральным законам; Распоряжением Президента РФ от 22 апреля 1999 г.  согласительная комиссия по урегулированию разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Башкортостан, касающихся Закона Республики Башкортостан «О банках и банковской деятельности в Республике Башкортостан».16 Однако создание такого рода согласительных органов не получило распространения на практике.

Определенными полномочиями по отношению к Президенту РФ наделены и исполнительные органы государственной власти. Ряд из них закреплены в Конституции РФ. Так, в соответствии с ч. 2 ее ст. 125 Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право обращения в Конституционный Суд РФ с запросом о разрешении дела о соответствии Конституции РФ нормативным актам Президента РФ. Следующее полномочие  это временное исполнение обязанностей Президента РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 6 июля 1999 г. это может иметь место в двух случаях: во-первых, когда Президент РФ возлагает определенные полномочия на Председателя Правительства РФ; во-вторых, это возможно по объективно сложившимся обстоятельствам (внезапная смерть, непреодолимая невозможность исполнения обязанностей по состоянию здоровья). При уходе Президента в отставку Председатель Правительства становится исполняющим обязанности Президента до выборов нового Президента. Исполняющий обязанности Президента не имеет права роспуска Государственной Думы, назначения референдума, внесения предложений о поправках и пересмотре Конституции РФ. Во всех случаях досрочного прекращения полномочий Президента РФ выборы нового Президента должны состоятся не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

 

Рекомендация:

 

1 СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866.

2 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023.

3 См.: СЗ РФ. 2004. № 50. Ст. 4950.

4 Подробнее о порядке избрания и освобождения от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) см. лекцию 8 в данной работе.

5 См.: СЗ РФ. 2005. № 11. Ст. 934.

6 Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления, определения. 19921996 / сост. и отв. ред. Т. Г. Морщакова. М., 1997. С. 635643.

7 СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852.

8 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

9 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.

10 СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101; № 19. Ст. 1817.

11 СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

12 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 611, 655.

13 СЗ РФ. 1995. № 12. Ст. 1037.

14 Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 17 ноября 1995 г., 10 февраля 1999 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878.

15 СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2676.

16 СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2148; 1999. № 17. С. 2141.

 

Важная роль в деле обеспечения эффективного осуществления полномочий Президентом РФ принадлежит его исполнительному аппарату. Основой здесь является Администрация Президента РФ. Это конституционный орган. Подробно вопросы его организации и деятельности определены в Положении об Администрации Президента РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г.1 В ст. 1 Положения прежде всего в обобщенной форме закреплен статус данного органа: «Администрация Президента Российской Федерации (далее  Администрация) является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом «и» ст. 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации».

Администрация Президента РФ состоит из ее руководителя, двух его заместителей, помощников Президента РФ, пресс-секретаря Президента РФ, руководителя протокола Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, советников Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старших референтов, референтов и иных должностных лиц Администрации; управления Президента РФ; иных самостоятельных подразделений Администрации. Самостоятельные подразделения состоят из департаментов. Президенту РФ принадлежит ключевая роль в деле осуществления руководства, формирования данного органа. Он осуществляет общее руководство Администрацией. Вместе с тем определен круг должностных лиц Администрации, которые непосредственно подчинены главе государства. Это руководитель Администрации, его заместители, помощники Президента РФ, пресс-секретарь Президента РФ, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде РФ, старшие референты и референты Президента РФ, Секретарь Совета Безопасности РФ. Президент РФ назначает на должность и освобождает от нее в Администрации должностных лиц, непосредственно ему подчиненных; начальников управлений Президента РФ, руководителей иных самостоятельных подразделений Администрации, заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ. Президент РФ определяет иных лиц в Администрации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему, утверждает положения об управлениях Президента РФ, иных самостоятельных подразделениях Администрации.

Основными целями деятельности Администрации являются обеспечение реализации Президентом РФ полномочий главы государства; осуществление контроля за исполнением решений Президента РФ; подготовка предложений Президента РФ о мерах, направленных на охрану суверенитета России, ее независимости и государственной целостности; содействие Президенту РФ в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства; разработка общей стратегии внешней политики РФ, обеспечение реализации Президентом его полномочий по руководству внешней политикой нашей страны; разработка совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и организациями общенациональных проектов и контроль за их реализацией; обеспечение деятельности Президента РФ по решению кадровых вопросов, относящихся к его ведению, вопросов о награждении государственными наградами Российской Федерации и присвоении почетных званий Российской Федерации; содействие Президенту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина; содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обеспечение реализации Президентом РФ иных возложенных на него Конституцией РФ и федеральными законами полномочий.

Еще один конституционный орган  Совет Безопасности РФ. Основы его организации определены в Конституции РФ, в Законе РФ «О безопасности» и более подробно и всесторонне  в Положении о Совете Безопасности, утвержденном Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г.2 В соответствии со ст. 1 последнего Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее  обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом РФ. В его состав входят Председатель (Президент РФ), Секретарь, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются и исключаются из него Президентом по представлению Секретаря Совета Безопасности. Четко установлены основные задачи Совета Безопасности. Это обеспечение условий для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства; определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов; разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации; подготовка предложений Президенту РФ для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения; подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности; подготовка предложений Президенту РФ по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности; решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

При Президенте РФ действуют и иные совещательные и консультативные органы. Это прежде всего различного рода советы, комиссии. Наиболее важным из советов является Государственный совет РФ. Его образование, как отмечается в научной юридической литературе, связано с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания, с тем чтобы обеспечить участие глав исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Федерации, переставших быть членами Совета Федерации, в решении важнейших вопросов государственной жизни, обеспечить наиболее эффективный учет интересов и потребностей субъектов Федерации.3 Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. утверждается Положение о Государственном совете РФ.4 Оно урегулировало организацию и деятельность данного органа. По своему статусу Государственный совет является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Государственный совет состоит из Председателя и членов, участвующих в его работе на общественных началах. Председателем Совета является Президент РФ, членами  по должности высшие должностные лица (руководители исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента РФ в состав Государственного совета могут включаться лица, которые замещали должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ два или более срока подряд. Государственный совет имеет президиум для решения оперативных вопросов. В его состав входят семь членов Совета. Персональный его состав определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода. Обязанности секретаря Государственного совета по решению Президента РФ возлагаются на общественных началах на одного из заместителей руководителя Администрации Президента РФ. Секретарь не входит в состав Государственного совета. Государственный совет, его президиум имеют право создавать постоянные и временные рабочие группы для подготовки вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседаниях Совета, привлекать в установленном порядке для осуществления отдельных работ ученых, специалистов, в том числе на договорной основе.

Определены важнейшие задачи данного органа. Это содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституций, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и внесение соответствующих предложений Президенту РФ; содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; рассмотрение по предложению Президента РФ проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение; обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете; обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета; обсуждение основных вопросов кадровой политики Российской Федерации; обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение.

Примером комиссий при Президенте РФ является комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления. Ее создание было определено Указом Президента РФ от 16 июля 2004 г. «О мерах по совершенствованию государственного управления».5 На этот орган возложили следующие важные и ответственные задачи: координацию деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ, а также координационных и совещательных органов, образованных Правительством РФ по вопросам совершенствования государственного управления; разработку и представление Президенту РФ проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, касающихся совершенствования государственного управления, в том числе: оптимизации структуры и упорядочения функций федеральных органов исполнительной власти; исключения дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; совершенствования правового регулирования разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправлении в целях упразднения избыточных функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления; совершенствования деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти; ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, включая прекращение избыточного государственного регулирования; реформирования государственной службы Российской Федерации; развития системы саморегулируемых организаций в области экономики.

Важная роль во взаимоотношениях Президента РФ и органов исполнительной власти принадлежит его полномочным представителям в федеральных округах. Заметим, что данный институт за время своего функционирования претерпел определенные изменения. Первоначально должность полномочного представителя в субъектах РФ была учреждена вскоре после избрания первого Президента РФ в 1991 г. Далее она была преобразована в полномочного представителя в регионе, который охватывал несколько субъектов.6 Институт полномочного представителя получил в 1993 г. конституционный статус, правда, в весьма общей форме. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. были проведены определенные изменения в данной области и учрежден институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе.7 Более подробно вопросы его организации и деятельности урегулированы в Положении о полномочном представителе Президента, утвержденном тем же Указом.

Прежде всего было образовано семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Четко определен статус полномочного представителя Президента РФ. Он  должностное лицо, представляющее Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа и обеспечивающее реализацию конституционных полномочий главы государства в нем. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ по представлению руководителя Администрации Президента РФ. Полномочный представитель подчинен непосредственно Президенту РФ, подотчетен ему. Полномочный представитель  федеральный государственный служащий. Он входит в состав Администрации Президента РФ.

К основным задачам полномочного представителя отнесена организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ; организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти; обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента РФ; представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе, внесение Президенту РФ соответствующих предложений.

Законодательством установлены функции полномочного представителя. Заметим, что в подавляющем большинстве они имеют прямое и непосредственное отношение к исполнительным органам государственной власти. Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач выполняет следующие функции: обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа; согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти; организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе; согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта РФ, находящегося в пределах этого округа; вносит Президенту РФ представления о награждении государственными наградами Российской Федерации высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) и руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа; согласовывает направляемые в федеральные органы исполнительной власти органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа, представления о награждении государственными наградами Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента РФ, а также о присвоении почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий; вручает в федеральном округе по поручению Президента РФ государственные награды Российской Федерации, а также объявляет благодарность Президента РФ; вручает по поручению Президента РФ удостоверение судьи судьям арбитражных судов субъектов РФ, федеральных судов общей юрисдикции; принимает участие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа; организует по поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федерального округа; вносит Президенту РФ предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина; взаимодействует с Контрольным управлением Президента РФ и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

 

Рекомендация:

 

1 СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

2 СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2392.

3 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. С. 404.

4 СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633.

5 СЗ РФ. 2004. № 29. Ст. 3019.

6 СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3421.

7 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112.

 

Перед изучением данной лекции внимательно прослушайте введение к лекции. Затем изучите последовательно материалы параграфов лекции, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Приложения». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по лекции. Затем проверьте свои знания по лекции, выполнив контрольные задания.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита прав граждан Уполномоченным по правам человека | Система федеральных органов исполнительной власти


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 1.427 сек.