русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 2224; Нарушение авторских прав


Лекция 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

1 См. лекцию 13 «Административная ответственность и производство по делам об административных правонарушениях».

2 СЗ РФ. 2006. № 19. Ст. 2060.

 

Перед изучением данной лекции внимательно прослушайте введение к лекции. Затем изучите последовательно материалы параграфов лекции, обращаясь по мере необходимости к объектам «Видеоматериалы», «Глоссарий», «Персоналии», «Приложения». После изучения каждого параграфа рекомендуется выполнить тренировочные задания.

Особое внимание при изучении лекции обратите на содержание видеолекции «Административно-правовой статус гражданина». После изучения всех параграфов прослушайте основные выводы по лекции. Затем проверьте свои знания по лекции, выполнив контрольные задания.

 

Взаимосвязи государства и личности требуют четкой урегулированности и упорядоченности. Правовой статус индивида законодательно закрепляется государством в конституции и других нормативных правовых актах.

Конституция РФ в статьях, касающихся прав, свобод, обязанностей индивида, не отождествляет правовой статус личности и гражданина. Нормы ее гл. 2 последовательно проводят различие прав и свобод человека и гражданина. Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы. Реализация их происходит в обществе и опирается на естественные права человека. Статус гражданина основывается на правовом контакте с государством. В связи с этим формулировки статей имеют свою специфику: одни касаются любого человека, находящегося на территории России, независимо от того, является он ее гражданином или нет; другие относятся только к гражданам Российской Федерации.



Административно-правовой статус личности составляет важнейшую, органическую часть общего правового статуса. В административно-правовом статусе в обобщенном виде конкретизируются разнообразные права, обязанности, гарантии с учетом отраслевой праводееспособности. Он рассматривается в сочетании с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также выполнением возложенных на граждан обязанностей.

Представляя с таких позиций административно-правовой статус гражданина, надо иметь в виду, что данный статус в конечном итоге юридически определяется нормами права. В связи с этим правовое положение личности зависит от того, насколько совершенно законодательство о правах и обязанностях в сфере государственного управления. Административно-правовой статус гражданина  это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

Государство, признавая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся в Конституции РФ, а также в комплексных нормативных правовых и специальных актах. К ним относятся: Основы законодательства об охране здоровья граждан; Законы РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; Федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», «О воинской обязанности и военной службе», «Об общественных объединениях», «О свободе совести и религиозных организациях», Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Указ Президента РФ « Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», а также ряд других законов, указов Президента страны и постановлений Правительства РФ.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которая включает административную правоспособность и административную дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным средством.

Административная дееспособность  это способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети дошкольного возраста могут сами обращаться к врачу, с 16-летнего возраста, когда наступает административная деликтоспособность, гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия.

Следует отметить, что за последние годы административная правосубъектность граждан имеет тенденцию к увеличению. Это касается расширения прав граждан на подачу обращений, судебную защиту, объединение, выбор места пребывания и жительства и т. д.

В формировании и особенно реализации административно-правового статуса гражданина значительна роль органов исполнительной власти. Во-первых, изданные ими правовые акты конкретизируют как конституционные права и обязанности граждан, так и те, которые не являются производными от конституционного правового статуса гражданина, например утвержденные постановлением Правительства РФ в июле 1995 г. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, Правила оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. и т. д. Во-вторых, они издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса, например приказ руководителя Государственной налоговой службы (сейчас  Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Минфина РФ) от 27 ноября 1998 г. «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц». В-третьих, они первично предоставляют определенные права, например право на управление транспортным средством, которое выдается представителем ГИБДД. В-четвертых, они устанавливают процедуры реализации прав и обязанностей. Так, приказом министра внутренних дел РФ от 15 мая 1999 г. «Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств» утверждены Правила проведения государственного технического осмотра транспортных средств Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ. В-пятых, они содействуют гражданам в реализации их конкретных прав. В-шестых, они осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Следует отметить, что не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Существует достаточное количество прав, которые находятся за пределами конституционного статуса, например право на управление транспортным средством, право на донорство крови и замену ее компонентов, право на перемену фамилии, имени и отчества, право на приобретение оружия и др. Таким образом, перечисленные в Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

 

Рекомендация:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Способы защиты прав и законных интересов сторон правоотношений | Права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.