Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 См. лекцию 5 «Административно-правовой статус гражданина».
Особенность права и правовых отношений состоит в том, что правовые нормы и правовые отношения находятся под защитой государства, которое в необходимых случаях обеспечивает принудительное исполнение нормы права, а сторонами правоотношений реализацию их прав и обязанностей.
Нарушение сторонами правоотношения своих субъективных обязанностей влечет негативную реакцию со стороны государства, которое устанавливает тот или иной вид ответственности.
Важное значение имеют и установленные государством способы разрешения споров между сторонами правоотношений в зависимости от содержания и структуры последних. Все перечисленные общие положения, касающиеся защиты прав и законных интересов сторон правоотношений, характерны и для административно-правовых отношений.
Как уже указывалось, споры между сторонами административно-правовых отношений и возможные коллизии при применении мер административного принуждения разрешаются как в административном, так и в судебном порядке.
В настоящее время можно отметить тенденцию увеличения числа административных споров и конфликтов, разрешаемых в судебном порядке. Отметим прежде всего право лица, привлеченного к административной ответственности, обжаловать любое административное наказание в соответствующий суд.1
Это важное положение вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
До настоящего времени продолжает действовать принятый еще до утверждения Конституции РФ, но соответствующий ей Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 2332-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
В соответствии с ГПК РФ и АПК РФ гражданин или организация (юридическое лицо) вправе оспорить нормативный правовой акт Правительства РФ, высшего должностного лица или администрации субъекта РФ, иного органа исполнительной власти в суде общей юрисдикции, а если акт затрагивает экономические интересы предпринимателя, в арбитражном суде.
Так, Верховный Суд РФ рассматривал заявления граждан (например, участников Чернобыльской катастрофы, военных пенсионеров и других категорий граждан) о признании недействующими конкретных норм, содержащихся в актах Правительства РФ и федеральных министерств, ущемляющих, с точки зрения заявителей, их права и законные интересы.
Высший Арбитражный Суд РФ нередко рассматривает заявления юридических лиц о признании тех или иных правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ по налоговым вопросам, таможенным тарифам и льготам, не соответствующим федеральным законам.
Согласно ГПК РФ и АПК РФ может быть оспорен в суде индивидуальный акт государственного органа или органа муниципального образования, например отказ муниципального или государственного образовательного учреждения принять в школу ребенка по месту его жительства или пребывания, отказ в выдаче заграничного паспорта, в выдаче разрешения на перепланировку жилого помещения, в предоставлении земельного участка и пр.
Следует отметить особую роль Конституционного Суда РФ в защите прав и законных интересов субъектов административно-правовых отношений. На основании ст. 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 3, 85 и др.) этот Суд вправе по запросам указанных в Законе органов и лиц разрешать дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов Правительства РФ, высших должностных лиц, правительств, администрации субъектов РФ, а также договоров между федеральными органами государственной власти с соответствующими органами субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ.
Рассматривая жалобы граждан в связи с применением по конкретному делу нормы Закона, конституционность которого обжалуется, Конституционный Суд РФ в случае признания такой нормы неконституционной тем самым предрешает судьбу актов государственного управления, принятых в соответствии с такой нормой Закона.
Вместе с тем не теряет актуальности административный (внесудебный) порядок разрешения споров между сторонами административно-правовых отношений. Сошлемся прежде всего на ст. 33 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Ныне порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления определен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».2 Указанный Закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования. Таким образом, с момента вступления нового Закона в силу прекращается действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», в который были внесены изменения в 1980 и 1988 гг.
Одной из форм защиты прав и законных интересов субъектов административно-правовых отношений является установление имущественной ответственности государства, его органов и органов местного самоуправления за причинение материального и морального ущерба лицу незаконными действиями соответствующих государственных и муниципальных органов и их должностных лиц (см. ст. 16, 1069, 1070 и 1099 ГК РФ). Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 22 марта 1992 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями) также предусмотрена в определенных этими законами случаях возможность возмещения убытков, понесенных физическими и юридическими лицами.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (ст. 14) установил, что вред, причиненный юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, права и законные интересы стороны административно-правового отношения защищаются не только административными, но и гражданско-правовыми способами, имея в виду административный порядок рассмотрения споров, административное и гражданское судопроизводство. В установленных законом случаях за нарушение административных правил предусмотрена уголовная ответственность, в частности в тех случаях, когда нарушение такого правила повлекло причинение крупного материального ущерба или причинение тяжкого вреда здоровью человека либо по неосторожности смерть лица. Речь идет, например, о грубом нарушении правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм и требований, строительных норм и правил, правил безопасности особо опасных объектов и т. п.
Важную функцию в обеспечении законности в области административно-правовых отношений выполняют органы прокуратуры.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 68-ФЗ с дальнейшими изменениями и дополнениями) обязывает органы прокуратуры осуществлять надзор за законностью деятельности и правовых актов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностных лиц перечисленных выше органов, а также руководителей и органов управления общественных объединений и иных некоммерческих и коммерческих организаций.
Правовыми формами реагирования прокуроров на неправомерные акты и действия являются протесты и представления, направляемые в соответствующие органы публичной администрации, акты о возбуждении уголовных дел или дел об административных правонарушениях, предостережения, выносимые должностным лицам в целях предупреждения неправомерных действий с их стороны (см. ст. 1, 21251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).