русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Способы защиты прав и законных интересов сторон правоотношений


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1475; Нарушение авторских прав


Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

 

1 См. лекцию 5 «Административно-правовой статус гражданина».

 

Особенность права и правовых отношений состоит в том, что правовые нормы и правовые отношения находятся под защитой государства, которое в необходимых случаях обеспечивает принудительное исполнение нормы права, а сторонами правоотношений  реализацию их прав и обязанностей.

Нарушение сторонами правоотношения своих субъективных обязанностей влечет негативную реакцию со стороны государства, которое устанавливает тот или иной вид ответственности.

Важное значение имеют и установленные государством способы разрешения споров между сторонами правоотношений в зависимости от содержания и структуры последних. Все перечисленные общие положения, касающиеся защиты прав и законных интересов сторон правоотношений, характерны и для административно-правовых отношений.

Как уже указывалось, споры между сторонами административно-правовых отношений и возможные коллизии при применении мер административного принуждения разрешаются как в административном, так и в судебном порядке.

В настоящее время можно отметить тенденцию увеличения числа административных споров и конфликтов, разрешаемых в судебном порядке. Отметим прежде всего право лица, привлеченного к административной ответственности, обжаловать любое административное наказание в соответствующий суд.1

Это важное положение вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

До настоящего времени продолжает действовать принятый еще до утверждения Конституции РФ, но соответствующий ей Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 2332-I «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».



В соответствии с ГПК РФ и АПК РФ гражданин или организация (юридическое лицо) вправе оспорить нормативный правовой акт Правительства РФ, высшего должностного лица или администрации субъекта РФ, иного органа исполнительной власти в суде общей юрисдикции, а если акт затрагивает экономические интересы предпринимателя,  в арбитражном суде.

Так, Верховный Суд РФ рассматривал заявления граждан (например, участников Чернобыльской катастрофы, военных пенсионеров и других категорий граждан) о признании недействующими конкретных норм, содержащихся в актах Правительства РФ и федеральных министерств, ущемляющих, с точки зрения заявителей, их права и законные интересы.

Высший Арбитражный Суд РФ нередко рассматривает заявления юридических лиц о признании тех или иных правовых норм, содержащихся в нормативных правовых актах Правительства РФ по налоговым вопросам, таможенным тарифам и льготам, не соответствующим федеральным законам.

Согласно ГПК РФ и АПК РФ может быть оспорен в суде индивидуальный акт государственного органа или органа муниципального образования, например отказ муниципального или государственного образовательного учреждения принять в школу ребенка по месту его жительства или пребывания, отказ в выдаче заграничного паспорта, в выдаче разрешения на перепланировку жилого помещения, в предоставлении земельного участка и пр.

Следует отметить особую роль Конституционного Суда РФ в защите прав и законных интересов субъектов административно-правовых отношений. На основании ст. 125 Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 3, 85 и др.) этот Суд вправе по запросам указанных в Законе органов и лиц разрешать дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов Правительства РФ, высших должностных лиц, правительств, администрации субъектов РФ, а также договоров между федеральными органами государственной власти с соответствующими органами субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ.

Рассматривая жалобы граждан в связи с применением по конкретному делу нормы Закона, конституционность которого обжалуется, Конституционный Суд РФ в случае признания такой нормы неконституционной тем самым предрешает судьбу актов государственного управления, принятых в соответствии с такой нормой Закона.

Вместе с тем не теряет актуальности административный (внесудебный) порядок разрешения споров между сторонами административно-правовых отношений. Сошлемся прежде всего на ст. 33 Конституции РФ, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Ныне порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы и органы местного самоуправления определен Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».2 Указанный Закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования. Таким образом, с момента вступления нового Закона в силу прекращается действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан», в который были внесены изменения в 1980 и 1988 гг.

Одной из форм защиты прав и законных интересов субъектов административно-правовых отношений является установление имущественной ответственности государства, его органов и органов местного самоуправления за причинение материального и морального ущерба лицу незаконными действиями соответствующих государственных и муниципальных органов и их должностных лиц (см. ст. 16, 1069, 1070 и 1099 ГК РФ). Таможенным кодексом РФ, Законом РФ от 22 марта 1992 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями) также предусмотрена в определенных этими законами случаях возможность возмещения убытков, понесенных физическими и юридическими лицами.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (ст. 14) установил, что вред, причиненный юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Таким образом, права и законные интересы стороны административно-правового отношения защищаются не только административными, но и гражданско-правовыми способами, имея в виду административный порядок рассмотрения споров, административное и гражданское судопроизводство. В установленных законом случаях за нарушение административных правил предусмотрена уголовная ответственность, в частности в тех случаях, когда нарушение такого правила повлекло причинение крупного материального ущерба или причинение тяжкого вреда здоровью человека либо по неосторожности смерть лица. Речь идет, например, о грубом нарушении правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм и требований, строительных норм и правил, правил безопасности особо опасных объектов и т. п.

Важную функцию в обеспечении законности в области административно-правовых отношений выполняют органы прокуратуры.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 68-ФЗ с дальнейшими изменениями и дополнениями) обязывает органы прокуратуры осуществлять надзор за законностью деятельности и правовых актов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, должностных лиц перечисленных выше органов, а также руководителей и органов управления общественных объединений и иных некоммерческих и коммерческих организаций.

Правовыми формами реагирования прокуроров на неправомерные акты и действия являются протесты и представления, направляемые в соответствующие органы публичной администрации, акты о возбуждении уголовных дел или дел об административных правонарушениях, предостережения, выносимые должностным лицам в целях предупреждения неправомерных действий с их стороны (см. ст. 1, 21251 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

 

Рекомендация:



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Субъекты административно-правовых отношений. Административная правоспособность. Административная дееспособность. Юридические факты | Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.