Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 См. лекцию 3 «Административно-правовые нормы и их источники».
2 См.: Административное право: учеб. / под ред. Ю. М. Козлова и Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2005; Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Общая часть. М.: Норма, 2004.
Субъектами административно-правовых отношений являются граждане; органы государственной власти, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность; государственные и муниципальные служащие; организации (их органы и должностные лица) различных форм собственности, в том числе коммерческие и некоммерческие. Среди последних укажем политические партии и иные общественные объединения, религиозные объединения и религиозные группы.
Все административно-правовые отношения перечисленных субъектов можно обобщить применительно к четырем группам.
1. Административно-правовые отношения, связанные с реализацией физическими лицами (гражданами России, иностранными гражданами, лицами без гражданства) и организациями, не обладающими публично-властными полномочиями, их прав, законных интересов и обязанностей в сфере государственного управления.
2. Административно-правовые отношения, возникающие в процессе правоприменительной деятельности органов государственного управления, а также исполнительных органов местного самоуправления в связи с реализацией предоставленных им законами и иными нормативными правовыми актами полномочий.
3. Административно-правовые отношения, возникающие в связи с конфликтами граждан и организаций с органами публичной власти и связанные с обжалованием в административном порядке и оспариванием в судебном порядке решений и действий указанных выше органов.
4. Административно-правовые отношения, возникающие при применении органами публичной власти мер принудительного характера в целях обеспечения законности и пресечения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
Рассмотрим более подробно особенности субъектов административно-правовых отношений. Но прежде всего необходимо обратиться к вопросу об административной правоспособности и административной дееспособности участников (субъектов) указанных выше отношений, используя при этом сложившиеся общетеоретические понятия правоспособности и дееспособности.
Административная правоспособность означает фактически предоставленную каждому физическому лицу и каждой организации (в подавляющем большинстве все организации являются юридическими лицами) возможность иметь субъективные права в сфере государственного управления, в том числе в сфере оказания государственных услуг, предусмотренные на основе норм Конституции РФ федеральными законами, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами.
Административная правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и сопровождает его в течение всей жизни.
Административная правоспособность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей возникает с момента их государственной регистрации и сопровождает каждое лицо вплоть до его реорганизации или ликвидации.
Административная дееспособность означает способность субъекта административного права самостоятельно реализовать свою правоспособность, своими действиями приобретать субъективные права в сфере государственного управления и выполнять предусмотренные государством обязанности, а также нести ответственность за свои противоправные действия.
Административная правоспособность и административная дееспособность юридических лиц возникают и прекращаются единовременно.
Административная дееспособность граждан с точки зрения ее полноты связана с возрастом граждан, а в ряде случаев с состоянием их здоровья. Согласно Конституции РФ граждане Российской Федерации обладают дееспособностью в полном объеме с 18-летнего возраста, включая право участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы муниципальных образований и право участвовать в референдумах. Вместе с тем частичная административная дееспособность граждан может быть предусмотрена законом и ранее, так же как дееспособность по Семейному и Трудовому кодексам РФ.
Так, согласно КоАП РФ гражданин несет административную ответственность с 16-летнего возраста.
Административная правоспособность и дееспособность граждан наряду с общими принципами имеют и особенности, связанные с отношением граждан к определенным социальным группам, а также с наделением их специальным статусом.
Среди индивидуальных субъектов административных правоотношений из числа граждан можно с учетом их административно-правового статуса выделить: граждан Российской Федерации (среди них государственные и муниципальные служащие, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны труда, инвалиды, члены многодетных семей, военнослужащие и приравненные к ним лица, на которых распространяются специальные уставы и положения, герои Советского Союза и России, индивидуальные предприниматели); иностранных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, лиц без гражданства, лиц, получивших в Российской Федерации политическое убежище.
Каждая из перечисленных категорий физических лиц наряду с общим административно-правовым статусом имеет еще и специальный статус, который предопределяет права и обязанности этих лиц как участников (сторон, субъектов) административно-правовых отношений.1
Коллективными субъектами административно-правовых отношений являются коммерческие и некоммерческие организации, административная дееспособность которых предопределена федеральными законами, имея в виду, например, законодательные акты, направленные на обеспечение экологической, пожарной, санитарной безопасности, антимонопольное, налоговое, таможенное и иные отрасли законодательства, а также законодательство об административной ответственности юридических лиц.
Таким образом, в административно-правовых отношениях их субъекты реализуют предоставленные им законом или иным нормативным правовым актом права и несут возложенные на них обязанности, причем, как правило, правам одной стороны правоотношения соответствуют обязанности другого субъекта правоотношения.
Как уже указывалось, структура конкретных административно-правовых отношений предопределяется нормой права, в которой в абстрактном виде сформулированы права и обязанности субъектов правоотношения и обозначены юридические факты, при наличии которых может возникнуть, измениться или прекратиться связь прав и обязанностей субъектов правоотношения.
К юридическим фактам, порождающим возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, относятся события и действия. Среди событий можно выделить стихийные (природные) факторы: наводнения, смерчи, удар молнии, лесной пожар и т. п. Кроме того, к событиям можно отнести и связанные с деятельностью человека техногенные факторы: взрыв газопровода, двигателя, авария на линии электропередач, вызванная природной катастрофой, и т. д.
К действиям, которые совершаются людьми, относятся как правомерные действия, так и правонарушения различного характера, многие из которых влекут имущественную, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
В административно-правовых отношениях к правомерным действиям относятся, например, заявление о приеме на государственную службу, обращение за получением паспорта, за регистрацией в качестве предпринимателя, за разрешением на строительство в уполномоченный орган публичной власти. К неправомерным действиям относятся административные правонарушения, совершаемые физическими и юридическими лицами; дисциплинарные проступки государственных служащих; издание органом государственного управления правового акта, противоречащего закону или акту вышестоящего органа управления; незаконный отказ должностного лица в удовлетворении законного требования гражданина и т. п.
Судья или иной уполномоченный орган, в компетенцию которого входит разрешение возникшего по конкретному административно-правовому отношению спора или деликта, обязан исследовать и объективно оценить содержание и структуру данного правоотношения, в том числе доказательства, касающиеся конкретного юридического факта.