Методика, основанная на концепции, учитывающей среду.
Данная методика базируется на определении системы В.Н.Сагатовского.
Это определение включает понятие цели и взаимодействие системы со средой. Разработана методика группой ученых томских вузов: Феликсом Ивановичем Перегудовым, Владимиром Захаровичем Ямпольским, Леонидом Витальевичем Кочневым.
Основные этапы, соответствующие уровням (признакам) структуризации, приведены на рис. 10.
Рис.10
Особого пояснения требует декомпозиция по признаку «пространство инициирования целей» (ПИЦ), в соответствии с которым формируются подцели исследуемой системы, инициируемые требованиями и потребностями окружающей среды, влияющей на производство конечного продукта.
При этом все системы, с которыми взаимодействует исследуемая в процессе производства конечного продукта, делятся на четыре класса (рис. 11): надсистема (НС) или вышестоящие системы, формулирующие главные требования к конечному продукту (и потребности в нем); нижестоящие или подведомственные системы (ПС), требования которых выступают в основном в качестве ограничений на свойства конечного продукта или потребностей в организации ремонта и других видов обслуживания материально-технической базы для производства конечного продукта; существенная или актуальная среда (АС), т.е. системы, которые имеют отношение к производству конечного продукта проектируемой или исследуемой системы, исследуемая собственно система (СС), подцели которой инициируются собственными (внутренними) потребностями, мотивами.
Рис.11
Методика нашла наиболее широкое применение из всех рассматриваемых методик: она использовалась при разработке «дерева целей» управления хозяйством области; при формировании структуры функциональной части территориальной АСУ Томской области; структуры ФЧ отраслевой АСУ (ОАСУ) Минвуза РСФСР; при корректировке организационной структуры Минвуза и т.д.
Получаемые с помощью этой методики структуры цели и функций существенно полнее, чем при использовании предыдущей методики.
Методика особенно важна в условиях перехода к рыночной экономике, нестабильности среды, в которой функционирует предприятие или организация.
В ситуациях, когда об объекте или виде деятельности практически нет сведений, при исследовании новых видов деятельности полезна методика, базирующаяся на концепции деятельности. Эта методика содержит следующие признаки структуризации: сферы деятельности, структуру деятельности (цели, содержание и формы, методы, средства, “входы”); виды деятельности (рис.).
Генеральная цель
Сверху
I уровень – генеральная цель
1)сфера производственных процессов
2)сфера процессов управления
II уровень – сферы деятельности
1)выходы системы
2)содержание, формы, методы
3)входы
Снизу
III уровень – структура деятельности
1)выпуск продукции
2)контроль качества
3)материально-техническое обеспечение
4)подбор и переподготовка кадров и т.д.
IV уровень – виды деятельности
Объединение подходов
7. Методика Р. Акоффа и Ф. Эмери для структуризации целей системы, стремящейся к идеалу.
Построим с помощью данной методики «дерево целей» для региона.
Стремление к идеалу можно разбить на 4 подыдеала: ИЗОБИЛИЕ, ПРАВДА, ДОБРО и КРАСОТА. Функция многих социальных институтов состоит в облегчении продвижения к ним. Остановимся на этом подробней:
1. Системе, стремящейся к идеалу, нужны ресурсы, чтобы она могла избирать самые эффективные средства для достижения любой из своих целей.
Функция политико-экономических институтов общества, отвечающих за производство, распределение, возможность приобретения инструментов обмена, охрану частной собственности, - состоит в облегчении продвижения к ИЗОБИЛИЮ.
В качестве показателей, характеризующих состояние политико-экономической сферы, можно предложить: ВРП; объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг; объем продукции сельского хозяйства; объем выполненных строительно-монтажных работ; оборот организаций транспорта и связи; внешнеторговый оборот; оборот розничной торговли; потребление электроэнергии; инвестиции в основной капитал и т.д.
2. В случае ресурсной обеспеченности, системе понадобится способность выбирать правильные ресурсы в нужные моменты времени, используя их с полным знанием себя и своего окружения.
Институты, отвечающие за фундаментальные исследования, прикладные исследования, образование, должны облегчать продвижение системы к ПРАВДЕ.
Показатели, характеризующие научно-образовательную сферу: расходы на науку и образование, количество собственных патентов, индекс цитирования статей ученых и т.д.
3. Стремящаяся к идеалу система может достичь своих целей только при отсутствии конфликта между продуцируемыми ею результатами, а также между этими результатами и результатами, продуцируемыми другими системами.
Институты, выполняющие этико-моральные функции (религия, образование, право и т.д.), способствуют продвижению системы к ДОБРУ.
Показатели, характеризующие данную сферу жизнедеятельности: уровень преступности, уровень доверия к власти и бизнесу, среднегодовая численность постоянного населения и т.д.
4. Система, стремящаяся к идеалу, не останавливается на достигнутом. Она постоянно ставит перед собой все более вызывающие цели. Для этого у нее должна быть возможность восстановления сил. Функция расслабления воплощена в различных формах досуга и отдыха. Кроме того, необходимо вдохновить людей так, чтобы их представления о возможном непрерывно расширялись, а новые возможности претворялись в жизнь. Данную функцию, благодаря красоте, выполняет искусство.
Таким образом, институты, выполняющие эстетические функции, помогают в продвижении к КРАСОТЕ.
Возможные показатели, характеризующие состояние данной сферы: количество спортивно-оздоровительных учреждений, независимость СМИ, достижения в литературе и искусстве, уровень государственной поддержки указанных институтов, реальные доходы населения и т.д.
По мнению Р. Акоффа и Ф. Эмери, стремящаяся к идеалу система должна быть способной продвигаться к каждому из 4-х указанных идеалов.
Таким образом, верхние уровни «дерева целей» системы, стремящейся к идеалу, можно представить в следующем виде. Цели и функции системы управления регионом:
1. ИЗОБИЛИЕ. Политико-экономическая сфера:
1.1. Промышленность
1.2. Строительство
1.3. Коммуникации
1.4. Торговля
1.5. Финансы
1.6. Здравоохранение
1.7. Армия (охрана)
2. ПРАВДА. Поиски истины. Развитие знания. Наука, образование:
2.1. Наука
2.2. Образование и воспитание:
2.2.1. Дошкольное
2.2.2. Школьное
2.2.3. Среднее специальное
2.2.4. Высшее
2.2.5. Послевузовское
2.2.6. Прочее
2.3. Религия
2.4. Прочее
3. ДОБРО. Разрешение конфликтов. Этика, право:
3.1. Разрешение межличностных конфликтов:
3.1.1. Право, юстиция
3.1.2. Охрана порядка, полиция
3.1.3. Воспитание этики
3.1.4. Правовое воспитание
3.2. Разрешение внутриличностных конфликтов:
3.2.1. Философия
3.2.2. Религия
3.2.3. Службы доверия
3.2.4. Прочее
4. КРАСОТА. Формирование личности. Культура:
4.1. Формирование гражданственности:
4.1.1. Искусство
4.1.2. Литература
4.1.3. СМИ
4.2. Всестороннее развитие:
4.2.1. Путешествия
4.2.2. Экскурсии
4.2.3. Спорт
4.2.4. Отдых
4.2.5. Прочее
4.3. Прочее
Возможный линейный «динамический норматив» для региона имеет следующий вид (табл.1):
Таблица 1
Возможный линейный «динамический норматив» для оценки эффективности функционирования региона
Нормативный ранг
Показатели
Валовой региональный продукт (ВРП)
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (ТРУ)
Средние тарифы на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей (Э)
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования (И)
Реальные располагаемые денежные доходы населения (РДН)
Численность постоянного населения (среднегодовая) (Ч)
Расходы консолидированного бюджета субъекта РФ на науку и образование (РН)