Основные подходы к определению сущности эффективности могут быть объединены в несколько групп.
Первый подход связан с этимологией слова. Понятие «эффективность» происходит от слова «эффективный», что в переводе с латинского [лат. effectivus] означает «достигающий определенного эффекта». Таким образом, эффективность можно трактовать, как действенность, результативность.
Второй подход (наиболее распространенный) рассматривает эффективность как «отношение полезного эффекта (результата) к затратам на его получение».
Третий подход объединяет два предыдущих и рассматривает эффективность в представленных обоих качествах одновременно: эффективной можно считать ту организацию, которая успешно осуществляет свои цели, а именно, когда затраты и результаты, т.е. ее входы и выходы являются удовлетворительными. Здесь, собственно, речь идет о двух аспектах эффективности: о достижении целей и о соотношении входов и выходов.
В финансовом анализе основным показателем эффективности работы предприятия выступает коэффициент рентабельности затрат, который рассчитывается как отношение прибыли к общим затратам предприятия.
Необходимость исследования эффективности связана с тем, что она выступает ведущим критерием для оценки и выбора решений.
Критерий – это показатель, позволяющий оценивать и сравнивать анализируемые объекты (альтернативные решения, результаты деятельности, варианты производства и т.д.).
Рассчитав показатели эффективности, далее следует провести диагностику эффективности, т.е. установить, высок или низок уровень эффективности исследуемого объекта. Диагностика осуществляется путем нахождения отклонения фактического значения показателей от их нормативов (базы для сравнения). В качестве базы для сравнения могут выступать показатели системы, выбранной в качестве эталона (например, лидер отрасли). Эталонный вариант также может быть разработан и спроектирован самим исследователем.
Следующая задачаисследования - это задача углубленного анализа эффективности. Она включает в себя изучение динамики эффективности и факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность (которые привели к отклонению от нормы).
Оценка, диагностика и анализ эффективности сведены воедино в «динамическом нормативе», который используется в качестве инструмента исследования эффективности работы организации.
Идея построения динамических нормативов впервые была высказана в работах профессора И.М.Сыроежина.
Динамический норматив – совокупность показателей, упорядоченных по темпам роста так, что поддержание этого порядка на длительном интервале времени обеспечивает наилучший режим функционирования хозяйственной системы.
Выделяют два вида нормативов: линейный и нелинейный, отражающие соответствующие порядки роста показателей.
Линейный динамический норматив получается в том случае, если возможно строгое упорядочение показателей по темпам их роста.
Приведем пример линейного динамического норматива (табл. 4.1)