Структура спроса на продукцию рассматриваемой отрасли
Наличие посредников
и т.д.
3. Конкуренция:
Соперничество между имеющимися конкурентами
Угроза появления новых конкурентов
Угроза появления товаров и услуг-заменителей
Способность поставщиков торговаться
Способность покупателей торговаться
и т.д.
4. Государственные законы и постановления:
Программы поддержки данной отрасли, данного предприятия
Льготы, предоставляемые предприятиям данной отрасли
и т.д.
5. Прочие характеристики отрасли:
Потенциал роста отрасли
Будущее отрасли
и т.д.
Единого общепризнанного метода оценки конкурентоспособности предприятия пока нет. Существуют различные подходы, которые акцентируют внимание на отдельных аспектах деятельности предприятия. Предлагаем оценить конкурентоспособность предприятия с помощью коэффициента Кпп, состоящего из двух слагаемых: конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности условий производства и сбыта (1) [1].
Ктов – конкурентоспособность продукции предприятия;
Кнетов – конкурентоспособность условий производства и реализации.
Групповые показатели (Qk) рассчитываются на основе единичных показателей, как сводный параметрический индекс (т.е. объединяющий единичные показатели по однородной группе параметров – признакам качества, стоимости товара, нетоварным признакам конкурентоспособности предприятия) методом среднего арифметического взвешенного (2):
Qk = ∑ ai*qi, где (2)
qi – параметрический индекс i-го параметра;
ai – вес i-го параметра.
Единичный показатель, или параметрический индекс (qi), определяется, как отношение величины какого-либо параметра оцениваемого продукта к величине соответствующего параметра базового образца. Параметрические индексы можно представить в виде следующих формул (3), (4):
qi = Bi / Biб (3)
qi = Biб / Bi, где (4)
i = 1, …, n;
Bi – значение i-го показателя оцениваемого продукта;
Biб – базовое значение i-го показателя;
n – число показателей.
Из формул (3), (4) выбирают ту, при которой рост относительного показателя означает повышение конкурентоспособности оцениваемого предприятия.
Наибольшей конкурентоспособностью обладает то предприятие, соответствующий коэффициент конкурентоспособности которого (Кпп) принимает наибольшее значение.
Для определения конкурентной позиции фирмы на рынке предлагаем построить матрицу с осями: привлекательность отрасли, которую оценить по среднеотраслевому уровню рентабельности затрат, и конкурентоспособность предприятия (Кпп) [1]. В матрице изобразить рассматриваемое предприятие и его основных конкурентов в виде окружности с диаметром, соответствующим доле рынка предприятия (рис. 3).
Рис. 3. Конкурентная позиция фирмы
Матрица (рис.3) позволяет спрогнозировать возможное направление динамики доли рынка каждого участника.