Организация является открытой системой. Она связана множеством коммуникаций со средой, представляющей собой, в свою очередь, сложное и неоднородное образование, содержащее надсистему (систему более высокого порядка, задающую требования и ограничения исследуемой системе), подсистемы (нижележащие, подведомственные системы) и системы одного уровня с рассматриваемой [Волкова].
Другими словами, при рассмотрении компании можно выделить следующие виды сред:
1. Внутренняя среда организации;
2. Внешняя среда организации, включающая в себя следующие уровни:
Внутренняя среда организации - это совокупность факторов, обеспечивающих фирме возможность достигать успеха на целевых рынках и полностью подконтрольных ей. Суть внутреннего анализа сводится к выявлению сильных и слабых сторон организации относительно ее конкурентов.
Внешняя среда организации – это совокупность факторов, влияющих на возможности фирмы добиваться успеха на целевых рынках, но относительно ей неподконтрольные. Она включает в себя следующие уровни:
Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации.
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. Можно выделить пять групп функциональных процессов (функции организации, сферы управленческой деятельности), которые присущи любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента:
1. Производство;
2. Маркетинг;
3. Финансы;
4. Работа с кадрами;
5. Эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
1. Управление производствомпредполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом получения и переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:
· управление разработкой и проектированием продукта;
· выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;
· управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
· управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
· контроль качества.
Ключевыми точками внимания менеджмента при управлении производством являются издержки и качество.
2. Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целевых показателей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как:
· изучение рынка;
· реклама;
· ценообразование;
· создание систем сбыта;
· распределение созданной продукции;
· сбыт.
3. Управление финансами состоит в том, что менеджмент реализует управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:
· составление бюджета и финансового плана;
· формирование денежных ресурсов;
· распределение денег между различными субъектами, определяющими жизнь организации;
· оценка финансового потенциала организации.
При управлении финансами исключительно большое значение имеет оптимизация использования финансовых ресурсов.
4. Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации. Кадровая работа включает в себя следующие элементы:
· подбор и расстановка кадров;
· обучение и развитие кадров;
· компенсация за выполненную работу;
· создание условий на рабочем месте;
· поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
5. Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.
Все виды управленческой деятельности можно сгруппировать в 4 основные функции управления:
1. Планирование, заключающееся в установлении целевых показателей и выработке плана действий по их достижению;
2. Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями и работниками и установление взаимодействия между ними;
3. Руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и решению поставленных задач;
4. Контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с запланированными целевыми показателями.
Аналитику необходимо выявить сильные и слабые стороны организации на основе анализа эффективности управления функциональными сферами. При этом используется метод экспертной оценки, суть которого заключается в привлечении к исследованию специалистов в соответствующей области, которые выносят экспертное суждение по определенному вопросу.
Результаты анализа можно оформить с помощью следующей таблицы (табл. 1).