Дидактические единицы: Применение социальной рекламы. Результаты воздействия социальной рекламы. Критерии эффективности социальной рекламы. Организации, которые используют социальную рекламу.
Возможное применение социальной рекламы:
· как направление социальной программы городской и областной администраций, направленной на оперативное разрешение социальных проблем, возникающих в обществе;
· как компонент образовательных программ по вопросам экологии, здоровьесбережения и т.п.
К результатам воздействия социальной рекламы можно отнести:
· формирование позиции гражданской ответственности у населения;
· трансляцию ценностей;
· привлечение граждан к участию в социальной жизни (косвенно, в политике);
· гуманизацию общества.
Проблемы развития социальной рекламы обычно касаются финансовой стороны вопроса, т.е. производства и размещения. Финансовый вопрос обостряется тем, что в Законе «О рекламе» финансовая сторона социальной рекламы не регламентируется. Еще одна проблема носит регламентационный характер и касается размещения. Социальную рекламу нельзя ни в коем случае размещать вместе с коммерческой. И самое важное – трудно оценить эффективность социальной рекламы, поскольку она не имеет конкретного просчитываемого эффекта.
Эффективная социальная реклама:
· Не является формой монологического вещания, каковыми являются обычные СМИ или коммерческая реклама, но является каналом практически-ориентированной коммуникации между обществом и репрезентантами общественного интереса. Она заставляет людей задуматься.
· Позитивна (не «против», а «за», в том числе за отсутствие чего-либо — антинаркотическая, антивоенная, антидискриминационная и т.п.).
· Имеет «человеческое лицо» (в объективе не предмет, а человек).
· Опирается на социально-одобряемые нормы и действия, на сложившиеся ценности и стереотипы.
· Не провоцирует противоречий между различными социальными, возрастными, гендерными и т.п. группами. Сообщения в социальной рекламе объединяют, влияют на большинство, укрепляют связи между различными социальными группами.
· Способствует формированию бережного отношения к национальным традициям, культурному и природному наследию.
· В отличие от коммерческой рекламы, призывающей к потреблению чего-либо, может призывать к отказу от использования чего-либо в интересах самого потребителя (здоровья, безопасности и т.п.).
· Обозначает условия и способы для непосредственного участия граждан в позитивных социальных процессах (от сохранения отдельных видов флоры и фауны до сохранения генофонда страны) Т.е. отвечает на вопрос «как?», причем предлагает несколько вариантов (сделай так сам, помоги другим, расскажи, как можно помочь другим…).
· Формирует не немедленное и единовременное действие, а устойчивое и часто пролонгированное социально-значимое поведение.
Организации, которые используют социальную рекламу:
· некоммерческие институты (больницы, церкви, различные благотворительные фонды);
· различные ассоциации (профессиональные, торговые и гражданские);
· государственные структуры (ГИБДД, Налоговая служба др.).
Контрольные вопросы:
1. С какими целями организации и предприятия используют социальную рекламу?
2. Что является показателем эффективности социальной рекламы?
3. Основные проблемы развития социальной рекламы в современной России.
4. Перспективы развития социальной рекламы в России.