Схема 3. Способы объединения хозяйствующих субъектов.
Схема 4. Формы кооперативного движения.
Главное кооперативное преимущество заключается в сочетании социальной миссии с хозяйственно-финансовой деятельностью.
Кооперативные ценности: взаимопомощь, взаимовыручка, взаимная ответственность, равенство, справедливость, солидарность и т.п.
Схема 5.
Кооперативная цель – улучшение экономического и социального положения своих членов с помощью какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на взаимопомощи, взаимовыручке.
Кооперативные принципы Международного кооперативного Альянса:
– добровольное и открытое членство;
– экономическое участие членов в делах кооператива;
–автономия и независимость;
– образование и повышение квалификации;
– информация членов;
– сотрудничество между кооперативами;
– забота об обществе.
Схема 6. Функции кооперативного менеджмента.
1. Организация кооператива;
2. Организация деятельности кооператива с ориентацией на социальные функции;
3. Он выходит за рамки уставной деятельности и выстраивает отношения с некооперированным населением, т.е. функции управления распространяются на все сельское население;
4. Он предполагает организацию хозяйственной деятельности с соблюдением требований защиты окружающей среды и производства экологически чистой продукции.
5. Он предполагает бережное отношение к нравственным традициям, менталитету, заботе о возрождении, сохранении семейных устоев и нравственных основ в бизнесе.
6. Менеджмент в потребительской кооперации предполагает отношения собственности:
– между собственниками и наемными рабочими;
– между менеджерами и персоналом;
– между работниками и пайщиками.
Схема 7. Формы экономического участия пайщиков в деятельности кооператива.
Схема 8. Социально-экономические воздействия потребительской кооперации:
1. Потребительская кооперация закупает сельскохозяйственную продукцию у населения, а население продает потребкооперации излишки сельскохозяйственной продукции. При этом потребкооперация получает сырье для переработки и использования в общественном питании, а сельское население получает дополнительные доходы.
2. Потребительская кооперация, организуя розничную торговлю, обеспечивает население товарами, получая взамен доходы для покрытия расходов и получения прибыли.
3. Пайщики, создавая потребительское общество, получают возможность удовлетворения своих потребностей и получают кооперативные выплаты.
4. Работники потребительской кооперации, обеспечивая деятельность организаций и предприятий потребкооперации, удовлетворяют потребности пайщиков, получают за свой труд заработную плату.
5. Потребительская кооперация может поставлять населению средства производства для ведения личного подсобного хозяйства, корма для животных, удобрения, средства малой механизации.
6. Потребкооперация взаимодействует с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, которые развивают заготовительные и перерабатывающие предприятия.
Схема 9. Социальная деятельность потребительской кооперации.