ТЕМА 3: Потребительское общество – основное звено потребительской кооперации
Схема 10. потребительское общество – основное звено потребительской кооперации.
Потребительское общество создается гражданами (физическими лицами, достигшими 16 летнего возраста) и организациями (юридическими лицами).Число предприятий должно быть не менее 5 физических и (или) 3-х юридических лиц. Оно создается за счет вступительных и паевых взносов.
Принципы его создания являются:
1. Добровольное вступление и выход из него;
2. Обязательная уплата вступительного и паевого взноса;
3. Демократичность управления (1 пайщик – 1 голос), обязательная подотчетность общему собранию, свободное участие пайщиков в выборных органах управления;
4. Взаимопомощь и обеспечение пайщиками экономической выгоды;
5. Доступность информации о деятельности общества;
6. Забота о повышении культурного уровня пайщиков.
Схема 11. Права и обязанности пайщиков.
Права
Обязанности
1. Участвовать в управлении;
2. Вносить предложения;
3. Получать преимущества при покупке товаров, сдаче сельхозпродуктов;
4. Получать кооперативные выплаты;
5. Завещать паевой взнос;
6. Пользоваться услугами;
7. Пользоваться объектами социального назначения;
8. Первоочередное принятие на работу;
9. Получать информацию о деятельности общества;
10. Обжаловать собранию действия выборных органов;
11. Добровольно выйти из общества.
1. Соблюдать устав;
2. Выполнять решения выборных органов;
3. Выполнять свои обязательства по участию в деятельности общества;
4. Беречь собственность;
5. Оплатить паевой взнос.
Схема 12. Структура примерного устава потребительского общества.
1. Общие положения.
2. Цели и предмет деятельности общества.
3. Пайщик в обществе.
4. Правомочия потребительского общества.
5. Основы экономической деятельности общества.
6. Структура органов управления.
7. Правомочия кооперативного участка.
8. Общее собрание уполномоченных общества.
9. Совет потребительского общества.
10. Правление общества.
11. Органы контроля.
12. Отчет и отчетность. Документы общества.
13. Реорганизация и ликвидация общества.
Схема 13. Функции кооперативных участков в потребительском обществе.
Оформление опорного пункта в магазине:
–постановление ПО о создании копер. участка;
–текст Закона о Потреб. кооперации;
–устав потреб. общества;
–список пайщиков;
–состав комиссий кооперативного участка;
–решения собраний пайщиков или уполномоченных;
–газеты «Российская кооперация», «Сибирская кооперация»
Схема 14. Органы управления в потребительских обществах, без кооперативных участков.
Схема 15. Органы управления в потребительских обществах, с кооперативными участками.
Схема 16. К исключительной компетенции общего собрания пайщиков потреб. общества относятся:
– принятие устава ПО, внесение в него изменений и дополнений;
– определение основных направлений деятельности;
– избрание председателя и членов Совета ПО;
– избрание членов ревизионной комиссии ПО;
– определение размеров вступительного и паевого взносов;
– исключение пайщиков из ПО;
– решение вопросов о создании союзов, вступления и выхода из них;
– избрание уполномоченных (представителей) ПО союза;
– выработка наказов представителям ПО для принятия по ним решений;
– утверждение программ развития ПО, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов;
– порядок распределения доходов ПО и покрытия убытков;
– определение видов, размеров и условий формирования фондов ПО;
– отчуждение недвижимого имущества;
– принятие решений о реорганизации, ликвидации ПО.
Схема 17. Функции Совета потребительского общества:
– содействует укреплению кооперативных основ и ценностей;
– определяет перспективы развития ПО по направлениям деятельности; – разрабатывает механизм реализации управленческих решений;
– формирует кадровую политику;
– утверждает положение о правлении ПО; назначает председателя и членов правления;
– осуществляет контроль за деятельностью правления;
– обеспечивает сохранность кооперативной собственности;
– строит благоприятные взаимоотношения с органами власти.
Схема 18. Разграничение стратегических и оперативных функций Советов и правлений.
Особенности управления
Функции совета
Функции правления
Функции управления
Стратегическое управление совета опирается на человеческий потенциал, ориентирует хозяйственную деятельность на запросы пайщиков и обслуживаемого населения, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, которые отвечают вызову внешнего окружения и позволяет добиваться конкурентных преимуществ.
Правление осуществляет оперативное управление хозяйственной деятельностью кооператива при концентрации внимания на поиске путей более эффективного использования ресурсов в краткосрочной перспективе.
Сферы влияния
– содействует укреплению кооперативных основ и ценностей;
– определяет перспективы развития организации по основным направлениям деятельности;
– формирует кадровую политику;
– осуществляет функции контроля;
– обеспечивает сохранность кооперативной собственности;
– строит благоприятные взаимоотношения с местными органами власти.
–организует профессиональный менеджмент;
–осуществляет рациональность использования экологического потенциала;
–добивается прибыльной работы кооператива.
Критерии эффективности
– объем кооперативных выплат;
– процент кооперирования населения;
– состав и развитие материально-технической базы;
– объем и ассортимент товарооборота и услуг;
– сумма льгот, предоставленных пайщикам;
– число вновь созданных рабочих мест.