русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Двухфакторный дисперсионный анализ


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1435; Нарушение авторских прав


Данный вид анализа позволяет оценить влияние на результативный признак воздействие двух факторов как по отдельности, так и одновременно. В предыдущем разделе выяснялось, как влияет стаж работы на удовлетворенность профессии педагога. Но может влиять не только стаж, но и другие факторы. Например, пол. Для проверки данного предположения выборка была расширена, в нее были дополнительно включены 15 женщин-учителей, имеющих соответствующий стаж. Данные представлены в таблице.

  Первые 5 лет 5 – 10 лет 10 – 15 лет
Педагоги-мужчины
 
Педагоги-женщины
 

При использовании двухфакторного дисперсионного анализа выдвигаются три комплекта гипотез.

1. Но : различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно не превосходят случайные различия между показателями.

Н1 : различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно превосходят случайные различия между показателями.

2. Но : различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно не превосходят случайные различия между показателями.

Н1 : различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно превосходят случайные различия между показателями.

3. Но : влияние гендерного фактора, на результативный признак одинаково при разных градациях фактора стажа и наоборот.

Н1 : влияние гендерного фактора, на результативный признак различно при разных градациях фактора стажа и наоборот.

Затем необходимо действовать по следующему алгоритму. Каждому из дисперсионных разрядов приписывается буквенный символ.



 

  Фактор стажа
Фактор пола A B C
D E F

 

При этом, допустим, значение МA означает среднее арифметическое значение для результирующих показателей, находящихся в разряде А (мужчин со стажем работы до 5 лет). А МA+B+C – среднее арифметическое сразу для трех разрядов: А, В и С (всех мужчин).

Теперь необходимо определить:

1. Среднее арифметическое значение для всех показателей и общую сумму квадратов разностей всех значений и общего среднего арифметического.

Внутригрупповые средние значения и внутригрупповые суммы квадратов разностей для каждого фактора.

SSвг стаж =

SSвг пол =

Средние арифметические значения по всем разрядом в отдельности и межгрупповую сумму квадратов совместного влияния факторов стажа и пола.

Случайное рассеивание внутри групп

SSслуч = SSобщ –SSвг стаж – SSвг пол - SSмг

2. Затем следует нахождение числа степеней свободы для каждого фактора, для суммы факторов и для случайного влияния.

dfстаж = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора стажа - 1

dfпол = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора пола - 1

dfмг = (количество разрядов фактора стажа – 1)*(количество разрядов фактора пола – 1)

dfслуч = N – 1 - dfстаж - dfпол

3. Следующий этап – нахождение средних сумм квадратов.

4. Нахождение эмпирических значений F-критерия и сравнение эмпирических значений с критическими.

В нашем случае это будет выглядеть следующим образом.

1. Мобщ = 7,21 SSобщ = 125,56

МA+D = = 5,67 MA+B+C = = 6,88

MB+E = = 8,27 MD+E+F = = 7,53

MC+F = = 7,82

SSвг стаж = 12* (5,67-7,21) 2+11*(8,27-7,21) 2+11*(7,82-7,21) 2 = 45,07

SSвг пол = 17*(6,88-7,21)2+17*(7,53-7,21)2 = 3,56

МА = (5+…+8)/6 = 5,5 МD = (5+…+8)/6 = 5,83

МВ = (8+…+7)/6 = 8,17 МЕ = (10+…+9)/5 = 8,4

МС = (6+…+8)/5 = 7 МF = (9+…+9)/5 = 8,5

SSмг=6*(5,5-7,21)2+6*(8,17-7,21)2+5*(7-7,21)2+6*(5,83-7,21)2+5*(8,4-7,21)2+6*(8,5-7,21)2=3,06

SSслуч = 125,56 - 45,07 - 3,56 - 3,06 = 73,87

2.dfстаж = 3 – 1 = 2 dfпол = 2 – 1 = 1

dfмг = (3 – 1) * (2 – 1) = 2 dfслуч = 34 – 1 – 2 – 1 – 2 = 28

3. MSстаж = 45,07 / 2 = 22,54 MSпол = 3,56 / 1 = 3,56

MSмг = 3,06 / 2 = 1,53 MSслуч = 73,87 / 28 = 2,68

4. Fстаж = 22,54 / 2,68 = 8,54 Fпол = 3,56 / 2,68 = 1,35

Fмг = 1,53 / 2,68 = 0,58

 

Факторы Fэмп dfчисл dfзнам Fкр (a=0,05) Fкр (a=0,01) Сравнение
Стаж 8,54 3,34 5,453 Fэмп>Fкр(0,01)
Пол 1,35 4,196 7,636 Fэмп<Fкр
Совм. влияние стажа и пола 0,58 3,34 5,453 Fэмп<Fкр

 

Таким образом, мы принимаем принимаем Н1 из 2-го комплекта гипотез. Нами на уровне высокой статистической значимости установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от стажа. В то же время не установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от пола. Не установлена и зависимость результирующего показателя от совместного влияния факторов стажа и пола.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Однофакторный дисперсионный анализ | Корреляционный анализ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.