Данный вид анализа позволяет оценить влияние на результативный признак воздействие двух факторов как по отдельности, так и одновременно. В предыдущем разделе выяснялось, как влияет стаж работы на удовлетворенность профессии педагога. Но может влиять не только стаж, но и другие факторы. Например, пол. Для проверки данного предположения выборка была расширена, в нее были дополнительно включены 15 женщин-учителей, имеющих соответствующий стаж. Данные представлены в таблице.
Первые 5 лет
5 – 10 лет
10 – 15 лет
Педагоги-мужчины
Педагоги-женщины
При использовании двухфакторного дисперсионного анализа выдвигаются три комплекта гипотез.
1. Но : различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно не превосходят случайные различия между показателями.
Н1 : различия показателей результативного признака, обусловленные действием гендерного фактора достоверно превосходят случайные различия между показателями.
2. Но : различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно не превосходят случайные различия между показателями.
Н1 : различия показателей результативного признака, обусловленные действием фактора стажа достоверно превосходят случайные различия между показателями.
3. Но : влияние гендерного фактора, на результативный признак одинаково при разных градациях фактора стажа и наоборот.
Н1 : влияние гендерного фактора, на результативный признак различно при разных градациях фактора стажа и наоборот.
Затем необходимо действовать по следующему алгоритму. Каждому из дисперсионных разрядов приписывается буквенный символ.
Фактор стажа
Фактор
пола
A
B
C
D
E
F
При этом, допустим, значение МA означает среднее арифметическое значение для результирующих показателей, находящихся в разряде А (мужчин со стажем работы до 5 лет). А МA+B+C – среднее арифметическое сразу для трех разрядов: А, В и С (всех мужчин).
Теперь необходимо определить:
1. Среднее арифметическое значение для всех показателей и общую сумму квадратов разностей всех значений и общего среднего арифметического.
Внутригрупповые средние значения и внутригрупповые суммы квадратов разностей для каждого фактора.
SSвгстаж =
SSвгпол =
Средние арифметические значения по всем разрядом в отдельности и межгрупповую сумму квадратов совместного влияния факторов стажа и пола.
Случайное рассеивание внутри групп
SSслуч = SSобщ –SSвг стаж – SSвг пол - SSмг
2. Затем следует нахождение числа степеней свободы для каждого фактора, для суммы факторов и для случайного влияния.
dfстаж = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора стажа - 1
dfпол = количеству дисперсионных разрядов относительно фактора пола - 1
Таким образом, мы принимаем принимаем Н1 из 2-го комплекта гипотез. Нами на уровне высокой статистической значимости установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от стажа. В то же время не установлена зависимость удовлетворенности профессией учителя от пола. Не установлена и зависимость результирующего показателя от совместного влияния факторов стажа и пола.