Постановка задачи: зависит ли уровень удовлетворенности профессией у учителей от длительности работы в данной сфере деятельности? В школе были отобраны 3 группы учителей (6+6+5 человек) по одному и тому же предмету, все мужчины. Принадлежность к то или иной группе зависела от стажа работы в школе. Затем была исследована методом самоотчета степень удовлетворенности профессией (максимальный показатель = 10 баллам, минимальный – 0). Данные занесены в таблицу:
Первые 5 лет
5 – 10 лет
10 – 15 лет
Дальнейший этап - выдвижение гипотез.
Но : различия между градациями фактора достоверно не превосходят случайные различия внутри группы (то есть исследуемый фактор не влияет на результативный признак).
Н1 : различия между градациями фактора достоверно превосходят случайные различия внутри группы (то есть исследуемый фактор влияет на результативный признак).
Затем необходимо определить объем разрядов, возвести в квадрат все значения и определить общую сумму квадратов.
X1
X12
X2
X22
X3
X32
S(X1+X2+X3)
25
64
36
19
9
81
25
17
36
100
81
25
16
81
49
20
49
36
64
21
64
49
15
Sx1=33
Sx12=199
Sx2=49
Sx22=411
Sx3=35
Sx32=255
Sxобщ=117
n1=6
n2=6
n3=5
Nобщ=17
Теперь необходимо произвести вычисления по следующим формулам:
, где С – количество разрядов (от англ. column - колонка)
В указанные формулы подставляются соответствующие значения.
59,76
4
Таблицы для определения критических значений отличаются от других таблиц (столбцы не соответствуют уровням критической значимости) и составлены по другому принципу: столбцы расположены в соответствии со степенями свободы между группами, а строки – в соответствии со степенями свободы внутри групп. В связи с этим, для фиксации критических значений рекомендуется составить следующюю таблицу:
Fэмп
df мг (числитель)
df вг (знаменатель)
Fкрит (p=0,05)
Fкрит (p=0,01)
3,914
3,739
6,515
Fэмп>Fкр (р=0,05) Þ H1 ст.зн.
Таким образом, мы можем сказать, что исследуемый фактор (стаж работы в школе) влияет на степень удовлетворенности профессией. Для ответа на вопрос о характере этого влияния необходимо определить средние арифметические значения для каждого разряда и построить график.
X1
X2
X3
Мх1=5,5
Мх2=8,17
Мх3=7
При анализе гистограммы можно увидеть, что на первом этапе удовлетворенность работой педагога низка, на отрезке 5 – 10 лет она имеет максимальные значения и в последующие 5 лет несколько снижается.