Коэффициенты корреляции характеризуются силой и значимостью.
Классификация коэффициентов корреляции по силе.
сильная
r > 0,70
средняя
0,50 < r < 0,69
умеренная
0,30 < r < 0,49
слабая
0,20 < r < 0,29
очень слабая
r < 0,19
Классификация коэффициентов корреляции по значимости.
Высокозначимая корреляция
r соответствует уровню статистической значимости p ≤ 0,01
Значимая корреляция
r соответствует уровню статистической значимости p ≤ 0,05
Незначимая корреляция
r не достигает уровня статистической значимости p>0,1
Не следует путать 2 этих классификации, так как они определяют разные характеристики. Сильная корреляция может оказаться случайной и, стало быть, недостоверной. Особенно часто это случается в выборке с малым объемом. А в большой выборке даже слабая корреляция может оказаться высокозначимой.
После вычисления коэффициента корреляции необходимо выдвинуть статистические гипотезы:
Н0: показатель корреляции значимо не отличается от нуля (является случайным).
Н1: показатель корреляции значимо отличается от нуля (является неслучайным).
Проверка гипотез осуществляется сравнением полученных эмпирических коэффициентов с табличными критическими значениями. Если эмпирическое значение достигает критического или превышает его, то нулевая гипотеза отвергается: rэмп ≥ rкр Но, Þ Н1 . В таких случаях делают вывод, что обнаружена достоверность различий.
Если эмпирическое значение не превышает критического, то нулевая гипотеза не отвергается: rэмп < rкр Þ Н0 . В таких случаях делают вывод, что достоверность различий не установлена.
1. Привести свои примеры возможных корреляций.
2. Составить по представленному в главе образцу диаграмму корреляционной зависимости между показателями веса и роста в группе студентов (например, в Вашей группе) или школьников. Объем выборки должен быть не менее 15 человек. К диаграмме приложить таблицу значений.
3. Составить диаграмму корреляционной зависимости показателей субтестов «осведомленность» и «скрытые фигуры» (Таблица I Приложения) для первых 12 человек.