Требования, предъявляемые к математическим моделям
Для обеспечения высокого качества и удобства использования математической модели к ней предъявляются многочисленные требования. Основные из них, справедливые для любого изделия, можно охарактеризовать следующим образом:
1. Универсальность – полнота отображения в модели свойств моделируемого объекта. Например, математическая модель двигателя может описывать работу двигателей любых схем или только конкретных типов двигателей, что значительно проще;
2. Адекватность – способность отображать заданные свойства объекта с погрешностью, не выше заданной. Адекватность, связана с уровнем понимания физического процесса и возможностью его математического описания;
3. Точность – степень совпадения со значениями параметров реального объекта. Точность модели зависит от методов решения и аппаратных средств.
4. Экономичность – связана с затратами вычислительных ресурсов (машинного времени, памяти), объемами исходной и выходной информации.
Все эти требования к математическим моделям являются противоречивыми. Например, повышение степени адекватности приводит к снижению экономичности и т.д. Важно на каждом уровне реальных задач остановиться на таком компромиссном соотношении этих характеристик, которое бы обеспечивало равноценное соответствие решаемой задачи и затрачиваемых ресурсов.
На основе обобщения опыта проектирования ГТД можно сформулировать перечисленные ниже требования к математическим моделям проточной части ГТД универсального назначения. В моделях специального назначения могут быть дополнительные требования, которые здесь не рассматриваются. Все требования целесообразно по назначению разделить на три группы. Выполнение первой группы обеспечивает адекватность математической модели, т. е. такие модели могут достаточно точно описывать рабочий процесс в двигателе. Выполнение второй группы обеспечивает универсальность, т. е. модель может быть использована для решения широкого круга задач. Третья группа необходима для обеспечения высокого уровня программы, реализующей данную математическую модель на ЭВМ.
Первая группатребований, которая обеспечивает адекватность математической модели.
1. Учет изменения теплофизических свойств рабочего тела в зависимости от его состава и температуры, а в двигателях сложных схем и в зависимости от давления. Используемая в процессе расчета двигателя теплоемкость газа СРзависит от его состава, температуры и давления, а газовая постоянная R - только от состава газа. При давлениях, применяемых в современных ГТД, влиянием его часто можно пренебречь. Для заданного топлива состав газа зависит только от коэффициента избытка воздуха. Вместо него часто используется относительный расход топлива qТ . В современных математических моделях ГТД часто вместо теплоемкости используются величины энтальпии i и энтропии газа S , поэтому должны присутствовать зависимости
5.1
которые используются обычно в виде полиномов. Известны полиномы третьей, седьмой и девятой степеней по температуре. Они имеют различную степень точности и диапазон применимости. Иногда все расчеты ведутся с использованием показателя адиабаты к, который определяется для средней температуры процесса т.е
.
При таком подходе вносится дополнительная методическая погрешность, и в математических моделях, претендующих на высокую степень точности, он недопустим.
2. Учет влияния влажности воздуха, входящего в двигатель, а также изменения влажности в проточной части. Изменение влажности воздуха сказывается на химическом составе рабочего тела и его свойствах как до, так и после сжигания топлива. Если отсутствуют фазовые превращения, то учет влияния влажности в принципе несложен. В этом случае в формулах (5.1) появляется еще один параметр d, учитывающий влагосодержание, т. е. используются зависимости
5.2
При невысокой температуре и большой влажности воздуха возможна конденсация влаги во входном устройстве и ее последующее испарение в ступенях компрессора. Полный расчет такого процесса возможен в математических моделях третьего уровня сложности.
3. Учет влияния изменения состава и свойств рабочего тела, т.е. конденсации паров, диссоциации или реже ионизации газов. Влияние диссоциации должно учитываться при расчете основных и форсажных камер современных ГТД, так как известно, что диссоциация газов становится заметной при температурах выше 1300К, а в современных ГТД возможна и более высокая температура. Влияние ионизации становится заметным при больших высотах полета. Конденсация паров возможна во входном диффузоре при нулевых или малых скоростях полета, т.е. при прогреве двигателя и рулежке самолета.
4. Учет изменения полноты сгорания топлива на больших высотах полета. В этом случае состав продуктов сгорания в значительной мере отличен от состава при нормальном сгорании, поэтому необходимо учитывать изменение термодинамических свойств рабочего тела.
5. Учет изменения полноты сгорания топлива при работе двигателя на частичных режимах. В этом случае возможны низкие значения коэффициента полноты сгорания, которые приводят к изменению состава и свойств рабочего тела.
6. Возможность использования любых заданных характеристик компрессоров с погрешностью не более 0,2...0,5%. Обычно характеристики компрессоров представляются в виде зависимостей
, (5.3)
где π*- степень повышения давления в компрессоре; η* - КПД компрессора; - приведенная частота вращения; - приведенный расход воздуха. В математической модели эти зависимости используются обычно в аппроксимированном виде.
7. Возможность использования любых заданных характеристик турбин с погрешностью не более 0,2...0,5%. Газовые турбины в большинстве авиационных газотурбинных двигателей работают в основном на режиме запирания. Пользуясь этим, во многих моделях просто задают постоянные значения КПД ηТ*и пропускной способности GTтурбины. Это существенно снижает качество математической модели, так как она становится неприменимой на некоторых частичных режимах. Кроме того, действительный КПД не остается постоянным даже на режимах запирания из-за изменения противодавления за турбиной. В лучших математических моделях ГТД реальные характеристики турбины должны учитываться. Они аппроксимируются примерно так же, как и характеристики компрессоров.
8. Учет изменения коэффициентов потерь в узлах ГТД в зависимости от режима работы, характеризуемого различными параметрами. Очень часто эти коэффициенты вводятся как постоянные величины для всех режимов работы ГТД. Однако, как показывает опыт, в зависимости от режима они изменяются в достаточно широких пределах. Это необходимо учитывать в модели. Чаще используются экспериментальные данные, которые тоже аппроксимируются.
9. Возможность учета радиальной неравномерности потока за вентилятором при большой степени двухконтурности в ТРДД. Полностью она может быть учтена только в моделях третьего и более высоких уровней сложности, а в моделях второго уровня сложности эта неравномерность учитывается с помощью экспериментальных коэффициентов.
10. Возможность учета различий статического давления в газовых потоках внутреннего и наружного контуров на входе в камеру смешения. Обычно это смешение потоков в двухконтурном ГТД с камерой смешения рассчитывается из условия равенства средних статических давлений в обоих потоках. В действительности имеет место равенство статических давлений только на поверхности раздела потоков, а значения средних давлений различаются. Эта разница должна учитываться с помощью эмпирических коэффициентов.
11. Возможность учета влияния неравномерности и нестационарности потока на входе в узлы двигателя на характеристики этих узлов. Это требование связано с тем, что основные узлы (компрессор, турбина) имеют различие в характеристиках на стенде и в двигателе. Различия объясняются повышенной турбулентностью потока газа, выходящего из предыдущего узла, и наличием неравномерности потока. Они могут быть существенными и необходимо их учитывать.
12. Возможность учета изменений в характеристиках узлов ГТД при изменении внешних условий, и, в первую очередь, при изменении высоты и скорости полета.
13. Учет влияния числа Рейнольдса на коэффициенты потерь и характеристики узлов ГТД. В математических моделях, предназначенных для двигателей небольших размеров или для двигателей, эксплуатируемых на больших высотах, где уже не соблюдаются условия автомодельности, необходимо вводить поправки, учитывающие влияние числа Рейнольдса на характеристики основных узлов (компрессора, турбины и пр.). Обычно для этого аппроксимируются опытные данные и включаются в модель. При этом приходится существенно увеличивать объем исходной информации модели за счет характерных геометрических размеров. Усложняется сама модель, так как определение числа Рейнольдса в различных сечениях проточной части связано с расчетом статических параметров потока. Однако такое усложнение вполне оправдывается расширением области применения модели.
14. Учет затрат мощности на привод агрегатов и на механические потери каждого из валов по отдельности. Это позволяет уточнить расчет скольжения роторов.
15. Учет влияния температуры деталей на изменение геометрических размеров, в том числе и зазоров, используемых в данной модели. При расчетах обычно различают горячие и холодные размеры, но важна точность, с которой рассчитываются горячие размеры.
16.Учет влияния упругой раскрутки длинных лопаток осевого компрессора на изменение его характеристики. Полностью она может быть учтена только в моделях третьего и более высоких уровней сложности, а в моделях второго уровня сложности эта неравномерность учитывается с помощью экспериментальных коэффициентов.
17. Учет аккумулирования тепла в элементах проточной части. В двигателях небольших размеров его влияние может быть значительным, в особенности на переходных режимах.
Вторая группа требований, которая обеспечивает универсальность модели.
18. Возможность расчета со сложными системами отбора воздуха за различными ступенями компрессоров, отбираемого как на охлаждение горячей части ГТД, так и безвозвратно на самолетные нужды. В современных двигателях проценты отбора могут быть значительными и пренебрегать ими нельзя.
19. Возможность расчета со сложными системами подвода воздуха для охлаждения горячей части двигателя с учетом его влияния не только на температуру газовой смеси, но и на ее состав и на потери в потоке газа.
20. Возможность расчета при параметрах атмосферного воздуха, отличающихся от САУ (стандартных атмосферных условий). Для этого предусматривается возможность прямого задания параметров воздуха, включая влажность, кроме выбора их из банка данных, хранящего САУ.
21. Универсальность. Под универсальностью в данном случае понимается применимость модели для двигателей различных схем. Разработка отдельной математической модели для каждой схемы двигателя, по-видимому, нерентабельна. Такие модели получаются более простыми и менее трудоемкими, но в сумме для ряда схем трудоемкость их создания будет существенно больше, чем у одной универсальной модели. Кроме того, при использовании универсальных моделей упрощается сравнительный анализ двигателей разных схем. Если предстоит длительное время рассчитывать двигатели какой-то одной схемы, то целесообразно составить упрощенный вариант универсальной математической модели, выбросив из нее ненужные модули. Эта операция несложная и вероятность появления при этом новых ошибок в программе мала.
22. Многорежимность, т. е. возможность расчета на любых реальных режимах работы ГТД. Режимы могут назначаться как по высотно-скоростным, так и по дроссельным характеристикам, включая глубокие частичные режимы (малый газ, авторотацию, холодную прокрутку). Многие математические модели пригодны только для номинальных и близких к ним режимов работы газотурбинного двигателя. Лучшие модели позволяют рассчитывать любые реальные режимы работы двигателя. Наибольшую трудность вызывают обычно расчеты на режимах малого газа и близких к ним. На этих режимах довольно часто поворачиваются лопатки направляющего аппарата компрессора или включается перепуск воздуха. Это приводит к необходимости автоматической смены зависимостей, описывающих соответствующие характеристики.
23. Возможность реализации произвольных программ регулирования любой сложности. В современных двигателях часто применяются довольно сложные программы регулирования с большим количеством регулируемых параметров и законов их регулирования. На различных участках высотно-скоростной и дроссельной характеристик двигателя применяются различные законы регулирования параметров. Разнообразны условия перехода от одного закона к другому. Более совершенные математические модели позволяют производить расчет характеристик по всей программе регулирования без остановок и вмешательства оператора с автоматической сменой законов. Кроме удобства использования и снижения затрат машинного времени, применение таких математических моделей позволяет ставить задачу о выборе оптимальных программ регулирования с использованием современных программ оптимизации.
24. Универсальность применения, т. е. возможность решения широкого набора задач для данного двигателя. Это свойство позволяет применять одну математическую модель для решения задач самого различного характера. Универсальность обеспечивается тем, что сама математическая модель оформляется в виде модуля, так чтобы его можно было включать в другие, более сложные программы или программные системы. Например, это могут быть системы выбора оптимальных параметров двигателя, увязки и анализа результатов испытаний, отработки программ регулирования, диагностики двигателя, расчета высотно-скоростных или дроссельных характеристик и т.д. Все эти задачи можно в принципе решить, используя единую универсальную модель. Будет изменяться только исходная информация и набор модулей в программной системе.
25. Возможность изменения уровня сложности модели в целом или ее модулей, описывающих отдельные узлы ГТД. Все перечисленные требования составлены на основе анализа моделей второго уровня сложности. Желательно структуру этих моделей составлять так, чтобы путем замены модулей, описывающих отдельные узлы, можно было переходить к модели другого уровня сложности. Например, подставляя в модель второго уровня сложности модуль турбины третьего уровня, можно исключить из исходной информации характеристики турбины и определить ее параметры на различных режимах работы по заданной геометрии проточной части. Возможна и обратная структура модуля, когда будут рассчитываться геометрические размеры, обеспечивающие требуемые характеристики, хотя, с точки зрения системы в целом, это менее удобно Возможность замены уровня сложности модели очень важна для использования ее в системах автоматизированного проектирования.
26. Возможность расчета с использованием различных топлив. В последние годы рассматривается вопрос, о целесообразности применения топлив, отличных от традиционных керосинов. В основном это водородные, боросодержащие топлива или сжиженные газы. Для каждого из них в зависимостях (5.1), (5.2) будут свои коэффициенты. Если эти топлива вместе с данными по низшей теплотворной способности топлива Нии теоретически необходимому количеству воздуха для полного сгорания одного килограмма топлива включить в банк свойств рабочего тела, то математическая модель будет без каких-либо переделок пригодна для любого из этих топлив. Целесообразно в банк свойств добавить еще нормальное топливо и керосины различных марок (Т-1, ТС-2, Т-7 и др.) для возможности сопоставления результатов, полученных на разных моделях.
Третья группатребований, которая обеспечивает высокий уровень программы.
27. Модульный принцип построения программы или программной системы. Программа, реализующая математическую модель газотурбинного двигателя, получается очень сложной, а общеизвестно, что достаточно сложные программы могут быть эффективно построены только при использовании модульного принципа. Возникающие при этом преимущества широко освещены в специальной литературе и не нуждаются в комментариях. Для более легкой реализации модульного принципа необходимо при составлении модели разбивать ее на самостоятельные блоки, каждый из которых описывает определенный узел двигателя, т.е. необходимо в полной мере реализовать объектно-ориентированный подход.
28. Защищенность модели, т. с. возможность расчета при любых самых неблагоприятных сочетаниях входной информации (даже ошибочных) без прерываний и аварийных остановов. Это очень важное требование. Оно вызвано тем, что в процессах последовательных приближений, внешних по отношению к модели, в особенности при оптимизации, довольно часто приходится рассчитывать модель при нереальных комбинациях параметров, которые могут привести к аварийной остановке расчета. Например, давление за турбиной или в камере смешения может оказаться ниже атмосферного. Перепад давлений в реактивном сопле может оказаться отрицательным. Температура на входе в камеру сгорания может оказаться выше температуры на выходе и т. д. Конечно, такие варианты не могут быть оптимальными, И программа оптимизации сама отбросит их после расчета, но важно, чтобы он не прервался, а дошел до конца и выдал параметры, пригодные для анализа.
29. Применимость для систем автоматизированного проектирования ГТД. Проблема создания эффективных систем автоматизированного проектирования ГТД является одной из важнейших. Поэтому, во вновь разрабатываемых моделях необходимо предусматривать возможность включения их в такие системы. Это наиболее сложное требование. Кроме возможности стыковки с другими модулями, предусмотренной в предыдущем пункте, необходимо обеспечить быстровычисляемость, т. е. небольшое время расчета, так как расчет по модели в системе будет производиться большое число раз, а в интерактивном режиме важно, чтобы время расчета было приемлемым. Модель должна быть достаточно компактной, чтобы полный набор модулей системы размещался в оперативном запоминающем устройстве современных ЭВМ. Эти вопросы достаточно просто решаются, если использовать передаточные математические модели. Математическая модель, предназначенная для САПР, должна полностью оценивать качество данного варианта двигателя, поэтому в ней должны быть предусмотрены отдельные модули, обеспечивающие расчет массы двигателя, его габаритов, приемистости, уровня развиваемого шума, запасов прочности в основных деталях и т.д. Это могут быть не модули, а самостоятельные программы, но необходимо предусмотреть автоматическую передачу информации между ними. Модели на языке ЭВМ должны удовлетворять требованиям, как автономного использования, так и в составе с другими моделями.
30. Модели должны стыковаться между собой по перечню входных и выходных данных, по размерности физических величин.
31. Модели должны считывать исходные данные из соответствующих баз данных (БД) и записывать результаты в эти же или другие БД.
32. Модели должны содержать комментарии, описывающие назначение блока, смысл входных и выходных данных, особенности алгоритма, ограничения на область применения, особые ситуации.
33. Модели должны проверять попадание своих исходных данных в допустимые (заданные) интервалы.
34. Модели должны выдавать сообщения об особых ситуациях, возникающих в процессе выполнения расчетов.
35. Модели должны быть представлены в соответствующих каталогах в трех видах - в виде исходных, объектных и загрузочных модулей. Однако доступ к ним должен быть разрешен не для всех категорий пользователей.
36. В документах на модель должны содержаться сведения о шине программы, времени ее выполнения в различных вариантах.
37. Документация по моделям должна удовлетворять требованиям стандартов ЕСПД, оговоренных соответствующими ГОСТами на оформление программ и программной документации. Проведенный анализ уже созданных или разрабатываемых математических моделей и программных систем показал, что ни одна из них не удовлетворяет всем 37 перечисленным требованиям одновременно.
Универсальные математические модели проточной части ГТД могут быть использованы для расчетов параметров и характеристик при проектировании, для выбора оптимальных параметров ГТД, а также для анализа результатов испытаний.