Для перехода к трехмерным (3М) координатам достаточно к формату 2М координат добавить значение Z. Например, вместо ввода координат точки 2,5, можно ввести 2,5,3. Введенная точка находится на расстоянии 3 ед. над плоскостью X,Y на оси Z. Ось Z проходит через начало координат 0,0,0, перпендикулярно осям X и Y и направлена прямо на пользователя, соответственно, отрицательная часть оси Z - в противоположном направлении. Такой вид является по умолчанию исходным видом в Мировой Системе Координат (World UCS).
Чтобы ввести 3М координату напрямую, достаточно ввести ее значение в формате X,Y,Z. Можно также воспользоваться сферическими и цилиндрическими координатами.
· Сферические координаты вводятся в формате (расстояние<угол<угол), где расстояние измеряется вдоль вектора, исходящего из точки 0,0,0. Первый угол есть наклон вектора к оси X в плоскости X,Y, а второй угол - наклон к плоскости X,Y (выше плоскости -положительный; ниже плоскости - отрицательный).
· Цилиндрические координаты задаются в формате (расстояние<угол, расстояние). В данном формате первое расстояние измеряется вдоль вектора от точки 0,0,0; угол равен наклону вектора к оси X в плоскости X,Y; второе расстояние равно проекции точки на ось Z.
Чтобы ввести точку в относительных 3М координатах, следует добавить в формат знак @, например, @2,5,3. Относительные сферические и цилиндрические координаты ,например, могут быть @3<45<60 и @4<60,3.
Начало 0,0,0 текущий системы координат, которой по умолчанию является МСК, называется глобальным или мировым началом. Большинство примитивов Автокада создаются в ориентации текущей ПСК.
В трехмерном пространстве для привязки к объекту пользуются координатными фильтрами, которые позволяют использовать компоненты координат существующих точек для построения новой точки. Можно использовать любую комбинацию существующих значений X,Y,Z с новыми значениями, введенными с клавиатуры. Например, на любой запрос Автокада ввести точку вы вводите .XY (или .X, .Y, .Z, .XZ, .YZ). При этом Автокад считывает значения, соответственно, координат X и Y указанной вами точки. Затем система запрашивает значение оставшейся координаты Z и комбинируя эти три значения образует новую точку в трехмерном пространстве.
Координатные фильтры также доступны при построениях из пункта Point filtersконтекстного меню (Shift + правая кнопка мыши).
Уровень и высота – 2 основных свойства двумерных объектов, с помощью которых проектирование двумерных объектов может сразу же выйти в трехмерное пространство.
· Уровень– смещение плоскости построения объекта относительно ПСК, действовавшей в момент построения этого объекта.
· Благодаря высоте, двумерные объекты можно «выдавливать» вдоль оси Z их системы координат, превращая тем самым в трехмерные.
Управление:
· команда elev (уровень). На 1-й запрос команды ввести уровень, на 2-й – высоту.
Изменение уровня существующего плоского объекта:
· команда move (перенести),
· окно свойств объекта, вкладка Geometry значение Elevation.
Придавать высоту можно отрезкам, полилиним, дугам, окружностям и фигурам. Если высота положительная, то объект выдавливается в положительном направлении оси Z. Отрицательная высота приводит к выдавливанию в отрицательном направлении оси Z.
Нельзя придавать ненулевую высоту эллипсам, сплайнам, штриховкам, размерным примитивам, вхождениям блока, мультитексту.
Одни объекты снабжаются верхней гранью автоматически (круги, полилинии с шириной, объекты, созданные командой solid (фигура)), а другие – нет. В этом случае может потребоваться построение граней по граничным точкам объектов.