Существуют различные классификации шрифтовых композиций. Рассмотрим вариант классификации, предложенный О. В. Осетровой. Ученый выделяет следующие виды:
2.2.1. Шрифтовая графическая композиция представляет собой сочетание геометрических форм и шрифта. Наиболее широкое применение она нашла при разработке логотипов, фирменных знаков и т. п. Этот связано с тем, что при многократном взаимодействии потребителя с логотипами отсутствует необходимость каждый раз «узнавать» замысел, «знакомиться» с ним.
2.2.2. Шрифтовая орнаментальная композиция представляет собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определенном порядке чередуются геометрические «мотивы» — значки букв. Она является декоративным элементом, который отражает стиль книги, журнала.
2.2.3. Следующая композиция — шрифтовая изобразительная (сочетание шрифта и рисунка). Наиболее широко она представлена в книге. В отличие от рекламных, книжные издания обладают более сложным изобразительным решением буквы.
Главным носителем изобразительности в книжной продукции является буквица. Следует добавить, что в последнее время интерпретированная буква часто встречается не в виде буквицы, а входит в состав заглавия.
2.2.4. Шрифтовая фотографическая композиция наиболее распространена в сфере рекламы. Рассматриваемая композиция представляет товар посредством фотографии в наиболее выгодном свете. Это требует творческого подхода к поставленной задаче. Шрифтовая фотографическая композиция в рекламе характеризуется простотой, лаконичностью и очевидными ассоциативными связями.
Особенность содержательно-формальной композиции — ведущая роль отведена содержанию, смыслу текста. Пример — технологическая инструкция, техническая документация.
Композиция с равнозначными содержанием и формой.
В некоторых случаях самостоятельную роль может играть только форма. Пример — шрифтовые обои.
Основными характеристиками композиции являются:
Количество составляющих ее единиц и качество формы.
По количеству составляющих единиц композиции подразделяются на:
1) Однофигурные в единичном или комбинаторном исполнении. Комбинаторная композиция представляет собой повтор одной и той же буквы несколько раз в разных вариациях, при этом дизайнер манипулирует ее размерами, начертаниями и т.п. В результате можно создать оригинальные орнаменты, ковры, рамки, различные образы и подложки.
2) Многофигурные, состоящие из различных единиц шрифта: букв, цифр, знаков препинания.
3) Алфавитная композиция (включает полностью все буквы, цифры, знаки препинания).
По качеству формы композиции подразделяются на структурные и пластические.
Структурные композиции относительно легко подаются количественному анализу. Можно определить оси построения, выделить элементы или их части, которые имеют относительно простую геометрическую форму, установить связь между ними.
Пластические композиции шрифтовой графики характеризуются плавными переходами линий и форм, непрерывным их изменением, хуже поддаются количественному или геометрическому анализу. Примером может служить плавное перетекание окружности в овал.
Существует ряд парных характеристик, которые относятся к организации шрифтовой графики.
Первая пара: простая (решается одна задача) / сложная (решаются несколько задач: одна главная, остальные — второстепенные). Сложная композиция многопланова. Всегда есть главный план и второстепенный. Главная тема и поддерживающие, углубляющие её смысл второстепенные элементы композиции.
Вторая пара: вертикальная / горизонтальная. В их основе лежат соответственно вертикальная и горизонтальная оси построения. Для вертикальной композиции характерны строгость, подтянутость, собранность, для горизонтальной — спокойствие, расслабленность, умиротворенность.
Четвертая пара: открытая / закрытая. Выбор той или иной композиции, её характеристик определяется замыслом оформления, форматом издания.
Пятая пара: статичная / динамичная. Статичная композиция уравновешенна. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым. Пример устойчивого равновесия — треугольная композиция (треугольник стоит на горизонтальной оси на одной из граней).
Это такая композиция, воспринимая которую, понимаем, что движение никогда не произойдет. Композицию можно охарактеризовать как уравновешенную, но при этом неустойчивую, если при её восприятии возникает предчувствие движения. Динамика тоже может быть разная: ускоренное движение, равномерное движение, этап торможения.
Шестая пара: хроматическая/ахроматическая. (Шрифт и цвет сочетаются очень сложно).