ТЕМА 2 КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Межпредметные связи курса
Методологические основы дизайна
Основными методами обучения, отвечающими целям и задачам изучения дисциплины «Полиграфический дизайн», являются:
– общенаучные методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
– специальные методы (функциональный, типологический, аналитико-тематический, частично-поисковый и исследовательский).
Дисциплина построена на основе использования современных издательских технологий (пакет векторной графики СогеlDRAW X3). Она базируется на знаниях, полученных студентами по дисциплинам «Книговедение», «Полиграфика и настольные издательские системы», а также способствует эффективному изучению последующих специальных дисциплин «Обработка текстовой информации», «Обработка изобразительной информации», «Реклама и пропаганда книги» и др.
2.1. Понятие «композиция». Общее представление о композиции шрифтовой графики
2.3. Взаимоотношение функции и формы
2.1. Понятие «композиция». Общее представление
Дизайн издательско-полиграфической продукции — это художественно-техническое конструирование внутренних и внешних элементов книжных, журнальных, газетных изданий, а также других видов печатной продукции, в том числе рекламной и упаковочной. Разработка композиции книг, журналов рассматривается с точки зрения функционального подхода, т. е. в системе «издательско-полиграфическая продукция — потребитель (читатель)». Именно такой подход позволяет учитывать функции книги и функции читателя при оформлении печатной продукции. Следовательно, работа над композицией должна происходить с учетом коммуникативной среды, в которой взаимодействуют книга и читатель, товар и покупатель. Внешнее и внутреннее оформление разрабатывается с учетом типологических особенностей изданий, а также читательского адреса. Дизайнеру, как и редактору, важно знать возраст читателей, читательские предпочтения, ожидания, требования. Все это позволяет не только оформить печатную продукцию максимально приближено к потребностям покупателей, но и служит источником новых идей, форм, конструкций. Задача дизайнера не только знать функции книги того или иного типа, но средствами дизайна постараться частично реализовать их.
В рамках изучаемой дисциплины основное внимание уделяется специфике дизайна именно издательско-полиграфической продукции, поэтому далее рассмотрим особенности композиции шрифтовой графики.
Композиция шрифтовой графики выполняет несколько функций: внутреннюю, организующую связи между формами букв и буквосочетаний; внешнюю, исследующую проявление внешних влияний на шрифтовое формообразование.