После того как клиент скажет «да», ваша первая реакция вполне может быть такой: вам захочется победно швырнуть в воздух шляпу и выпить за свою победу. Почему бы и нет? Но не следует забывать и о других вещах. Прежде всего необходимо убедиться, что все, что вам теперь предстоит сделать, предельно четко изложено в письменной форме; затем следует рассмотреть все контрактные обязательства вашего соглашения. Тщательность и максимальная внимательность на этом этапе позволят вам избежать неловких и неприятных ситуаций в будущем.
Наконец наступает стадия фактического выполнения работы. Конечно, это главный этап и суть всего консалтингового процесса, однако не стоит забывать, что реализация — это тоже лишь один из его этапов.
Хотя общение является неотьемлемой частью всего консультационного процесса, его можно рассматривать как отдельный этап. Какой бы ни была работа, клиент хочет чтобы его постоянно держали в курсе происходящего. Это должно быть указано в вашем предложении, и объем предоставляемой вами информации следует четко согласовать с клиентом. Если вы будете предоставлять слишком много деталей и слишком часто контактировать с клиентом, он начнет волноваться, что вы затрачиваете на это много времени и усилий, не говоря уже о том, что услуги консультантов, как правило, оплачиваются почасово. Если же информации будет слишком мало, клиент может прийти к выводу, что им пренебрегают и начнет сомневаться в надежности проекта.
Необходимо также уделять внимание как средствам общения, так и его содержанию. Чем дольше реализуется проект, тем больше, по всей вероятности, понадобится отдельных «сеансов» и различных средств (от электронных писем до личных встреч), необходимых для того, чтобы проект был в конце концов успешно реализован.
Иногда, по приятным или неприятным причинам, проект необходимо изменить в ходе его реализации. Все изменения должны быть четко согласованы и задокументированы. Это может стать источником дополнительных забот для консультанта, но клиент получит лучший результат; в худшем случае следствием таких действий станет «выпадение» проекта из намеченного плана, в результате чего клиент придет к выводу, что проект не соответствует ранее согласованному брифу.