Цвет в рекламном дизайне способствует реализации его коммуникативной функции, оказывает более сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В общем композиционном построении визуальной рекламы удачно подобранное цветовое решение повышает выразительность, образность, запоминаемость.
Цвет, должен максимально соответствовать создаваемому образу. Принципом подбора цветов служит гармония, основная на мягких или контрастных цветовых соотношениях. Это способствует созданию у зрителя состояния спокойствия, уравновешенности или, наоборот, — активности.
Особенности восприятия цвета, основанные на ассоциациях, должны учитываться при проектировании дизайн-графики. Если реклама рассчитана на зарубежного зрителя, то необходимо учитывать национальные особенности восприятия цветов, чтобы избежать неправильных толкований визуальной рекламы.
Существует связь между цветовыми предпочтениями потребителя и его социальным положением. Так, «яркие, «кричащие» цвета больше нравятся людям с низким достатком, в то время как большинство людей состоятельных, достигших успеха предпочитают сдержанные цвета». [Вывески, реклама. Outdoor. №8. 2002] .
Эмоционально-пространственные свойства распространенных цветов:
– красный — визуально приближает, ограничивает; создает ощущение тепла, тяжести; возбуждает, активный, сильный, стимулирует мозг, некоторые оттенки раздражают. В Китае — праздник, знак удачи, счастья, достоинства, в Индии — жизнь. Не подходит для гаммы, обращенной людям старшего поколения, несет в себе динамичность, агрессивность, сексуальность, символизирует опасность;
– желтый — визуально удаляет, повышает, расширяет, раздражает, создает ощущение тепла, сухости, легкости, рыхлости; настроение бодрости, веселья, стимулирует. Виден с большого расстояния, привлекает внимание быстрее и остается в памяти дольше других цветов. В Индии — солнце, в Китае — символ империи, в Бразилии и России — знак разлуки, измены, для мусульман Сирии — символ смерти.
– оранжевый — визуально приближает, утолщает; создает ощущение чистоты, торжественности, высокой температуры, настроение радости, стимулирует эмоции, активность, национальный цвет в Нидерландах;
– розовый – пикантный, вызывает ощущение чистоты, в США ассоциируется с косметикой, как и бледно-голубой;
– синий — визуально снижает, укорачивает; создает ощущение холода, влажности, плотности, цвет моря, эмоционально делает пассивным, утешает, сосредотачивает, успокаивает; ленивый, антисептический, чистый;
зеленый — визуально немного сужает, объединяет; создает ощущение прохлады, эмоционально успокаивает, уравновешивает; приятный, натуральный, в Индии — символ веры и надежды, для мусульман — хранитель от дурного глаза;
– белый — визуально раздвигает, расширяет, повышает; создает ощущение легкости и рыхлости; эмоционально оставляет равнодушным, молодость, чистота, невинность;
– серый — визуально ничего не меняет; создает ощущение безразличия, ощущение умеренности, солидности.
Т.А. Вековцева в своем исследовании («Художественный образ в печатной рекламе России» (М., 2000. Дисс. канд. искусствоведения)) сделала вывод, что окружающая среда является определяющей в восприятии цвета.
Национальные особенности восприятия цвета в России (по Т.А. Вековцевой).
Факторы, влияющие на палитру
Цвет
Характеристики цвета
Ассоциативно-образный ряд
Объекты предметного мира, носители данного цвета
Природно-климатические
Белый
Холодный, ясный, чистый, непорочный
Снег (холодная зима)
Храм (беленый)
Красный
Горячий, красивый, сильный
Солнце, огонь
Русский национальный костюм
Зеленый
Теплый, легкий, свежий
Поля, леса, деревья
Стог сена, венки и букеты трав
Психологические
Коричневый
Теплый, глубокий, мягкий, вязкий
Дерево, земля, глина
Деревянные дома, церкви, поленница, вспаханное поле
Черный
Грязный, тяжелый, злой
Сажа, дым, грязь
Осеннее поле после уборки урожая
Розовый
Теплый, мутный, неясный
Зорька, туман, восход
Историко-культурные
Желтый/ Золотой
Светлый, легкий, жизненный, священный
Свет, золотой нимб иконы
Пшеница, кресты и купола церквей, корона царя
Бордовый, лиловый
Тяжелый, важный, уважительный, благородный
Одежды святых, плащаница
Купола церкви, накидки царей, рубин — камень власти
Голубой, бирюзовый
Легкий, небесный, чистый, холодный, священный
Цвет неба, чистоты, воды
Озера, небеса, голубой — всевышний, таинственный
Кроме цветового решения при восприятии рекламного продукта важное значение имеет его освещенность.