По завершении проектного процесса возникает проблема выявления критериев и методов оценки оптимальности проектного решения. Графический объект должен соответствовать требованиям, определяющим специфику рекламного продукта.
Правильно сформулированные требования позволяют принять творческое решение, выбрать оптимальные средства.
Один из критериев — композиционная оптимальность проектного решения. Реализуя композиционное построение рекламного объекта, дизайнер стремится заинтересовать зрителя, привлечь его внимание, донести идейно-эстетическую информацию через создание эмоционального отклика.
Процесс выбора оптимального проектного решения включает два этапа.
1. анализ дизайн-решения с позиций общих требований для всех проектов.
2. уточнение, детальный анализ разрабатываемого объекта, опирающийся на характерные требования для определенной группы объектов.
Базовая группа требований (критериев) для обеспечения выбора зрительно оптимального проектного решения:
– насколько сущность объекта (идея, замысел) находит выражение в формально-образном решении композиционной структуры (выразительность);
– соответствует ли композиционная организация объекта характеру его функциональной схемы;
– реализованы ли принципы композиционной организации;
– соблюдается ли количественная мера в проектном решении — минимум средств и максимум выразительности;
– оригинальность проектного решения;
– степень проработанности проектного решения и уровень художественной культуры.
Каким образом будет осуществляться анализ по данным критериям, какие дополнительные требования-критерии будут привнесены в процесс оценки зависит от выбранного метода (группы методов).
Выбор метода оценки зависит от факторов проектирования (сроков выполнения, условий).
Методы оценки оптимальности дизайн-решения рекламного объекта:
1. сравнительный анализ, при котором свойства проектируемого объекта сопоставляют с рядом стандартных требований проектного задания, либо с рядом одноименных показателей известных аналогов;
2. составление контрольных перечней, когда оценка проекта осуществляется по составленному перечню вопросов-требований, которые успешно применяются в аналогичной ситуации. Примерный перечень вопросов для оценки дизайна рекламы (Назайкин А.Н. «Иллюстрирование рекламы», М., 2004).
Визуальные элементы:
– привлекают внимание потенциальных потребителей?
– удерживают интерес по ходу восприятия рекламы?
– разъясняют заявленные в тексте качества товара или услуги?