В "цикле – до" тело цикла выполняется всегда, а потом уже проверяется условие.
В "цикле – пока" условие проверяется перед выполнением операторов тела цикла и в зависимости от результата проверки, тело цикла может вовсе не выполняться.
Quot;цикл - пока" и "цикл - до".
Совокупность базовых структур "следование" называется линейным вычислительным алгоритмом.
Структура "ветвление" разделяет последовательность действий на 2 направления в зависимости от итога заданного условия.
Например:
вычислить значения функции
Алгоритм, в состав которого входит структура "ветвление" называется разветвляющимся.
Структура "повторение" обеспечивает повторное выполнение одного или группы операторов – цикл. Эта группа операторов называется телом цикла.
Алгоритм, в состав которого входит структура "повторение" называется циклическим. Общая схема организации алгоритма циклической структуры.
Например: вычислить конечную сумму (или произведение)
Параметр цикла – это переменная (индекс), которая изменяется (с шагом) при каждом новом выходе на повторение. Цикл, в котором число повторений тела цикла заранее определено, носит названиерегулярного цикла.
Различают две разновидности структуры "повторение":
Например:
вычислить значения функции
z = cos x * cos a, если параметр а изменяется в заданных пределах от 0,1 до 1 с шагом 0,2.
Например:
вычислить сумму бесконечного ряда с точностью до10-4, при x=2
Цикл, в котором число повторений тела цикла определяется в ходе выполнения цикла, носит название итеративного цикла. Циклы могут содержать внутри себя другие циклы. Такие структуры называются вложенными.
Например, вычисление конечных сумм и произведений
2.6. Методы алгоритмизации задач
Реальные алгоритмы представляют собой совокупность всех рассмотренных базовых структур. Наиболее часто употребляются:
- линейные вычисления,
- ветвления,
- выбор,
- циклы, (вложенные циклы),
- подпрограммы.
Задача 3. Вычислить значения функции
,
в диапазоне изменения x от 0 до 3 с шагом 0.5.
Будем использовать алгоритмическую структуру – цикл "до",
program С1;
. . . . .
var y:real;
const x:real=0;
begin
repeat
if x>1 then y:=sin(x)
else y:=cos(x);
writeln('x=',x:6:2, 'y=',y:6:2);
x:=x+0.5;
until x>3;
end.
2.7. Основы программирования
Машинный код процессора
Процессор – это большая интегральная схема, содержащая миллионы компонент:
- триггеры для запоминания битов данных,
- вентили для выполнения операций.
Для управления компонентами применяются управляющие сигналы, имеющие два уровня – низкий и высокий.
Множество управляющих сигналов можно связать с набором 0 и 1, которые можно интерпретировать, как число.
Программа, с которой работает процессор, это последовательность чисел, называемая машинным кодом.
Программа на языке программирования
Машинные коды трудно воспринимаются человеком. Поэтому люди составляют программу на удобном для себя языке.
Программирование на естественном человеческом языке (метаязыке) может использоваться только на этапе составления алгоритма.
ЭВМ исполняет программу в машинных кодах.
Автоматически перевести такую программу в машинный код нельзя из-за неоднозначности естественного языка.
Трансляторы
Программа на языке программирования для выполнения требует преобразования в машинные коды. Это выполняют трансляторы.
Виды трансляторов:
- компилятор,
- интерпретатор.
Компилятор преобразует всю программу в машинные коды.
Достоинства компилятора:
- Транслированная программа может исполняться без компилятора.
- При трансляции может использоваться технология оптимизации.
- Скорость работы компилированной программы в сотни раз выше, чем интерпретируемой.
Недостатки компилятора:
- Трудоемкость программирования.
- Сложность тестирования и отладки.
- Сложность остановки.
Интерпретатор сразу выполняет команды языка, указанные в тексте программы. Команды транслируются и исполняются последовательно поштучно.
Достоинства интерпретатора:
- Постоянный контроль среды программирования.
- Удобства тестирования и отладки.
- Легкость остановки.
Недостатки интерпретатора:
- Транслированная программа не может исполняться без интерпретатора.
- При трансляции не может автоматически использоваться оптимизация.
- Скорость работы интерпретируемой программы в сотни раз ниже, чем компилируемой.
2.8. Классификация языков программирования
Различают языки:
- низкого уровня (машинно-ориентированные),
- высокого уровня.
Языки высокого уровня бывают:
- процедурно-ориентированные. Содержат набор универсальных команд (Pascal);
- проблемно-ориентированные. Имеют команды узкого назначения (Mathcad);
- объектно-ориентированные. Программирование на уровне объектов (Delphi, С++);
- событийно-ориентированные. Программирование на уровне событий (С#);
- комплексные. Поддерживают многие из перечисленных свойств.
Различают пять поколений языков программирования:
1. Начало 1950-х годов. Язык Ассемблера. Его принцип "Одна инструкция – одна строка". Инструкция на языке однозначно соответствует машинному коду команды.
2. Начало 1950-х – конец 1960-х годов. Язык символического Ассемблера. В нем появилось понятие переменной.
3. 1960-е годы. Универсальные языки программирования.
4. С начала 1970-х годов до настоящего времени. Проблемно-ориентированные языки для создания проектов в узкой предметной области.
5. С середины 1990-х годов до настоящего времени. Языки с автоматизацией программирования. Примеры – языки визуального программирования.
Языки низкого уровня
Язык
Расшифровка
Assembler
Ассемблер.
Macro Assembler
Макро Ассемблер
Языки высокого уровня
Язык
Расшифровка
Примечание
Fortran
Formula Translator
От слов - транслятор формул.
BASIC
Beginner’s All-purpose Symbolic
Instruction Code
Многоцелевой мнемокод для начинающих. Создан в 1960-е годы.
Visual Basic
Визуальный BASIC
Язык 5-го поколения. Его версия – рабочий язык пакета Microsoft Office.
Cobol
Common Business Oriented Language
Язык для задач в экономике бизнесе.
Algol
Algorithmic Language
Создан для описания алгоритмов. Не получил широкого распространения.
Pascal
Универсальный язык. Создан в 1970-х годах. Один из часто применяемых.
С
Язык для системного программирования. Создан в 1970-х годах компанией Bell.
С++
Объектно-ориентированное расширение С++. Создан в 1980 году Страуструпом.
С#
С шарп
Многоплатформенная версия С++
Java
Модификация С для Internet. В нем удалены низкоуровневые возможности языка С.
СОЕДИНИТЕЛИ
ЛИНИИ ПЕРЕХОДА
Соединители используются, когда схема не умещается на одном листе. Внутри соединителей ставятся цифры.
Отдельные блоки алгоритмов соединяются между собой линиями потоков информации. Они обозначают порядок выполнения действий.
Стрелки устанавливаются в конце пути. За основные направления приняты слева – направо и сверху – вниз, в этих случаях стрелки не ставятся.
Блоки схемы имеют сквозную нумерацию сверху – вниз и слева – направо.
2.5. Базовые алгоритмические структуры
Алгоритм любой сложности может быть представлен комбинацией трёх базовых структур:
- следование;
- ветвление;
Например:
вычислить значения функции
Структура "следование" означает, что несколько операторов должны быть выполнены последовательно друг за другом и только один раз за время выполнения данной программы.
Процесс, описываемый структурой следования, называется линейным.