Наряду с логистической системой в западной и отечественной экономической литературе, повсеместно используется понятие логистической цепи. Назовем логистической цепью звеньев логистической системы линейно упорядоченное множество элементов по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или проектирования определенного набора логистических функций и (или) издержек.
Применительно к гипотетическому предприятию логистическая цепь выглядит следующим образом.
Рисунок - Логистическая цепь
С позиций логистического менеджмента продавец, перевозчик и получатель являются линейно связанными звеньями логистической системы, генерирующими, преобразующими и поглощающими материальный и сопутствующие ему информационные и финансовые потоки.
В логистической цепи для реализации процедуры поставки (продажи) товара получателю необходим набор определенных логистических операций и функций:
получение и обработка информации о заказе,
подготовка нужного количества готовой продукции к перевозке,
затаривание,
погрузка,
перевозка,
разгрузка,
приемка готовой продукции,
оформление товарно-транспортных документов,
расчеты за перевозку и другие операции,
передача прав собственности на товар покупателю (собственно продажа) и т.д.
Каждой логистической операции соответствуют определенные издержки производителя. Если одни и те же логистические операции могут выполняться различными звеньями логистической системы (например, операции погрузки, разгрузки, экспедирования в рассматриваемом примере могут осуществлять как производитель, так и перевозчик), то у логистического менеджера возникает задача выбора из нескольких возможных альтернатив, закрепления логистических операций за звеньями логистической системы. При одинаковом уровне качества или времени выполнения указанных операций логистический менеджер фирмы-производителя товара решает поставленную задачу путем прямого сравнения цен перевозчика и собственных затрат на эти услуги по критерию минимума общих издержек.
В рассматриваемой схеме может возникнуть еще одна задача логистического менеджмента - задача выбора перевозчика. Действительно, если на рынке транспортных услуг функционирует несколько перевозчиков (транспортных фирм), способных осуществить доставку требуемого количества товара покупателю, то логистический менеджер должен решить проблему выбора, сопоставляя тарифы транспортных фирм на собственно перевозку, экспедирование и другие операции, из которых складывается ключевая логистическая функция — транспортировка. Кроме того, логистический менеджер, исходя из цели наиболее полного удовлетворения требований покупателя к качеству товара и сервиса, должен при выборе перевозчика учитывать качество предлагаемых транспортными фирмами услуг: обеспечение требуемого времени доставки, сохранности груза и т.п. Таким образом, проблема выбора перевозчика становится оптимизационной и, как правило, многокритериальной.
Логическая сеть - полное множество звеньев логической системы, взаимосвязанных между собой по материальным и сопутствующим им информационным и финансовым потокам в рамках исследуемой логической системы. Понятие логистической цепи не тождественно понятию логической системы, которое является более широким, так как предполагает наличие высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.
В реальных организациях бизнеса полные логистические цепи встречаются достаточно редко, из-за большого числа логистических посредников. Поэтому определение общих издержек обычно связывают с понятием логистического канала.
Логистический канал - это упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей. Понятие логистического канала можно распространить на внешние, внутрипроизводственные и макрологистические системы в пределах их границ.
Каждой логистической операции соответствуют определенные издержки, которые несут конкретные звенья логистической системы. Если звенья логистической системы не входят в структуру фирмы-производителя товара, то для нее издержки партнеров выступают как плата за их посреднические услуги, т.е. как цены (тарифы) за перевозку, погрузку-разгрузку, складирование хранение, экспедирование и т.п. Выделение тех или иных издержек или группы издержек зависит от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек, в том числе - включающие затраты на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции, логистическое администрирование в рассматриваемой логистической системе.
Анализ структуры логистических издержек развитых стран Запада показывает, что наибольшую долю в них занимают затраты на управление запасами (20-40 %), транспортные расходы (15-35 %), расходы на административно-управленческие функции (9-14 %). За последнее десятилетие заметен рост логистических издержек многих стран на такие комплексные логистические функции, как транспортировка, обработка заказов, информационно-компьютерная поддержка, администрирование.