Большинство россиян поддержали законодательные ограничения рекламы в эфире. Таковы итоги опроса фонда "Общественное мнение".
Примерно у двух третей российских телезрителей (вопросы по теме задавались только тем, у кого есть телевизор, и таковых оказалось 99 процентов) "рекламные паузы" вызывают реакцию отторжения. 51 процент опрошенных утверждают, что, когда по телевизору начинают показывать рекламные ролики, они переключаются на другой канал, 4 процента, по их словам, вовсе выключают телевизор, 7 процентов - отключают звук. 25 процентов участников опроса во время рекламы переключаются на другие дела. И только 11 процентов отнесли себя к поклонникам рекламы, заявили, что смотрят и слушают телевизионные рекламные ролики.
Вместе с тем нельзя сказать, подчеркивает социолог ФОМ Елена Вовк, чтобы россиянам совсем не нравилась любая демонстрируемая по телевизору реклама. 50 процентов опрошенных сообщили, что среди рекламных роликов, которые идут сегодня на телевидении, некоторые им нравятся (правда, 47 процентов говорят, что таких роликов мало, и только 3 - что много).
91 процент опрошенных говорят, что сегодня телереклама занимает слишком много эфирного времени, и только 6 склонны считать, что под нее выделено столько времени, сколько нужно (чаще этот вариант ответа выбирали представители молодого поколения - 11 процентов). Неудивительно, что девять из десяти опрошенных (88 процентов) отнеслись к новому закону, ограничивающему время показа рекламы на телевидении, положительно, и только 2 - отрицательно (8 процентов восприняли это нововведение с безразличием).
Негативное восприятие телерекламы у россиян связано, по всей видимости, не только с ее количеством и качеством, но и с тем, какие именно товары рекламируются. Только 11 процентов опрошенных согласились с мнением, что рекламировать можно все разрешенные товары и услуги, тогда как 74 процента придерживаются мнения, что некоторые из разрешенных и рекламируемых сейчас товаров и услуг рекламировать не следовало бы. В числе таковых респонденты, как правило, называли алкогольные напитки, средства личной гигиены, табачные изделия и лекарства.
О том, насколько широко распространено категорическое неприятие рекламы на телевидении, можно судить по доле тех, кто выражает готовность платить за ее отсутствие: 32 процента заявили, что, если бы была такая возможность, они предпочли бы платить "небольшие деньги", чтобы смотреть центральные каналы без рекламы. Но по мнению 55 процентов опрошенных, сегодня телевидение не может существовать без рекламы, 32 процента считают, что оно могло бы без рекламы обойтись.
Правда, что теперь актерам, снимающимся в рекламе, нельзя надевать белые халаты?
Давно замечено, что образ врача вызывает у многих людей прямо-таки рефлекторное доверие. Человек с детства приучен к тому, что доктора необходимо слушаться. Иногда эта привычка играет с нами неприятную шутку. Люди элементарно забывают пословицу "Доверяй, но проверяй" и готовы немедленно выполнять рекомендации каждого, кто назвался врачом. Или хотя бы просто надел белый халат...
Именно на этом инстинкте сейчас часто играют рекламщики: псевдодоктора с экрана буквально силой заставляют людей покупать самые разные лекарства, биологически активные добавки, зубную пасту и даже жевательную резинку. Потребители, которые верят такой рекламе, в лучшем случае теряют деньги, а в худшем - здоровье. Действительно: зачем идти в поликлинику, если добрый "доктор" из телевизора уже замечательно "проконсультировал" вас? В результате упускается драгоценное время, и вместо своевременной диагностики и лечения заболеваний поленившийся сходить в поликлинику человек рано или поздно уезжает из дома на "скорой". Поэтому авторы нового закона признали рекламу с использованием образов медиков однозначно вредной и запретили.
Да и вообще реклама лекарственных средств теперь должна будет стать куда более реалистичной. Похоже, что отныне нам не придется постоянно слышать о существовании воистину чудодейственных средств чуть ли не от всех известных науке болезней.
С 1 июля нельзя будет употреблять в рекламе навязшую в зубах фразу "подтверждено исследованиями": дело в том, что без этих самых исследований ни одно лекарство вообще не может быть зарегистрировано и допущено на рынок. Соответственно производители лекарств говорят о прохождении обязательной для их товара процедуры как о своем преимуществе. Кроме того, по новому закону в рекламных целях нельзя будет использовать благодарность вылечившихся пациентов и ссылки на конкретные случаи излечения.
Ну и, наконец, реклама лекарства теперь должна предупреждать потенциального покупателя обо всех противопоказаниях к его применению и о необходимости проконсультироваться с врачом перед приемом препарата. Все, как на сигаретах и алкогольных напитках: вышеуказанное предупреждение должно занимать не менее пяти секунд и семи процентов кадра рекламного ролика или пяти процентов площади рекламного плаката.
Есть надежда, что благодаря всем этим нововведениям "чудодейственные препараты" из рекламного мира станут выглядеть не так уж бесспорно привлекательно.
Все щиты с улиц российских городов не уберут, но их количество должно сильно сократиться, уверяет один из разработчиков нового закона, зампред Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский.
Действительно: теперь запрещается размещать рекламу на знаках дорожного движения и на их опорах. (Такие требования, кстати, действуют во всей цивилизованной Европе). Кроме того, рекламный щит не должен мешать движению транспорта, уродовать архитектурный облик города, нарушать требования закона об охране памятников культуры и истории.
На установку рекламной конструкции теперь необходимо будет получить пятилетнее разрешение муниципалитета или префектуры городского округа. Это разрешение будет выдаваться в течение двух месяцев после подачи соответствующего заявления. Все рекламные щиты, установленные без прохождения этой процедуры, то есть самовольно, после вступления закона в силу будут демонтированы. Коснулся новый закон и смыслового содержания щитовой рекламы: теперь с ее помощью нельзя расхваливать алкоголь и табак.
Также наложено вето на использование в качестве "движущихся рекламных щитов" специальных машин. В законе говорится, что реклама на транспортном средстве, если оно предназначено исключительно или преимущественно для этой цели, не допускается. Запрещается сопровождать рекламу, размещенную на транспортном средстве, звуками. Вообще, она не должна никоим образом мешать дорожному движению.