Вопрос 2. Содержание и классификация транспортных операций
Транспортные операции — неотъемлемая часть внешнеторговых сделок, они оформляются договором перевозки, заключаемым между грузовладельцем и перевозчиком, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить груз в указанное место и вовремя за согласованное вознаграждение, а грузовладелец — предоставить груз, произвести расчеты за перевозку товара и другие услуги.
Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов из страны продавца в страну покупателя и оформлены соответствующим международным транспортным документом.
Содержание транспортных операций определяется характером международных перевозок или международных сообщений. Прежде всего их следует делить на операции, предшествующие сделке международной купли-продажи товаров; возникающие в процессе ее реализации; выполняемые после завершения сделки.
К первой части относятся:
• планирование перевозок;
• анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозок в различных странах;
• планирование транспортных расходов.
Ко второй части относятся:
• проработка транспортного фактора и транспортных условий и включение в договор купли-продажи;
• подготовка товара к транспортировке (упаковка, маркировка, затаривание);
• заключение договора перевозки;
• подготовка транспортной и товаросопроводительной документации;
Третья часть — это операции, необходимость в которых возникает в случаях возникновения споров между получателем груза и перевозчиком, продавцом и покупателем, разрешаемых в установленном порядке.
Транспортные операции также классифицируются в зависимости от:
• предмета — груз, багаж, пассажир;
• вида транспорта — железнодорожный, водный, автомобильный, трубопроводный, воздушный, смешанная перевозка (участие двух и более видов транспорта);
• транспортной характеристики груза — сухой, наливной;
• периодичности — регулярные и нерегулярные;
• порядка прохождения границы — перегрузочные и бесперегрузочные перевозки;
• видов технологических средств — контейнерные, паромные;
• видов сообщений — прямое, непрямое.
Транспортные операции, связанные непосредственно с перемещением груза с помощью транспортных средств, называются основными; операции, выходящие за пределы функций перевозчика, обеспечивающие их выполнение, — дополнительными. К последним можно отнести планирование перевозок, их контроль и учет, анализ и подготовку транспортных условий в договорах купли-продажи. Такого рода операции называют внутренними, так как они осуществляются в рамках участника транспортного процесса. Внешними называют операции, когда участники транспортного процесса вступают в определенные взаимоотношения. Это операции, связанные с заключением договоров на транспортное обслуживание, согласование графиков перевозки, тарифов, расчет за перевозку. Транспортные операции могут проходить внутри страны и за границей. В первом случае это доставка товаров к пограничным переходам, портам, перегрузка, хранение, комплектация, перетаривание. Во втором — транспортно-экспедиторские, страховые, агентские, брокерские услуги и др.
В зависимости от вида транспортных средств перевозки осуществляются морским, речным, железнодорожным, автомобильным, авиационным, трубопроводным транспортом. Выбор конкретного вида транспорта зависит от таких факторов, как стоимость, мобильность, климатические условия, географические особенности, ритмичность и др. Каждому виду транспорта присущи свои специфические особенности.
Для морского транспорта характерны:
• более низкая по сравнению с другими видами транспорта себестоимость перевозок;
• большая грузоподъемность, что делает возможным перевозку больших партий груза;
• пропускная способность морских путей, ограниченная лишь возможностями портов и морских каналов;
• непрерывность работы (24 часа в сутки);
• незаменимость для отдельных стран в силу их географического положения.
К особенностям, ограничивающим использование морского транспорта, относятся сокращенный в течение года срок навигации для северных районов, небольшая скорость в сравнении с другими видами транспорта (кроме речного), необходимость тщательной упаковки грузов.
Железнодорожный транспорт отличается:
• относительной дешевизной перевозок (исключая морские и речные);
• высокой эффективностью при перевозках на расстояния, превышающие 200 км;
• независимостью от климатических условий;
• способностью перевозить широкую номенклатуру товаров (сыпучие, наливные и прочие виды);
• возможностью доставки товара непосредственно со склада продавца до склада покупателя (при наличии у предприятий подъездных путей).
К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести менее благоприятные условия для сохранности грузов (возрастает возможность хищения), наличие перевалки грузов (пересортировка вагонов), зависимость от географического расположения железнодорожных путей.
Автомобильный транспорт обеспечивает:
• большую оперативность и скорость перевозки;
• экономичность при перевозках на небольшие расстояния (до 200 км);
• возможность ритмичного поступления грузов, что освобождает покупателя от необходимости их накопления;
• возможность доставки грузов напрямую, т.е. без перегрузок «от склада к складу»;
• высокую степень сохранности груза.
Наряду с преимуществами автомобильные перевозки более дорогостоящие при доставке грузов на большие расстояния, отличаются ограниченными возможностями в транспортировке больших партий грузов, в немалой степени зависят от состояния дорожной сети.
Воздушный (авиационный) транспорт отличается:
• быстрой доставкой грузов;
• сокращением пути;
• высокой сохранностью грузов в пути;
• возможностью доставки в отдаленные районы, где отсутствуют другие виды транспорта.
Вместе с тем этот вид перевозок самый дорогой, зависит от погодных условий, ограничивает вес и размер груза.
Для трубопроводного транспорта характерны:
• наименьшая себестоимость транспортировки;
• высокая степень автоматизации операций по заливке, перекачке и сливу;
• непрерывность транспортировки;
• высокая герметичность труб, что практически исключает потери груза при транспортировке;
• независимость от сезона и климатических условий.
Однако использование трубопроводного транспорта ограничено определенными видами грузов (нефть и нефтепродукты, газ).
Для речного транспорта характерны те же особенности, что и для морского, но его использование ограничено рядом причин: сезонность на многих реках, недостаточные условия судоходства, частое несовпадение водных путей с направлениями грузопотоков.
Республика Беларусь — не морская страна и ее реки недостаточно судоходны. По этой причине использование водных путей имеет место лишь при транспортировке сыпучих грузов (песок, графит и др.) на небольшие расстояния. Наряду с этим в Республике Беларусь, особенно при экспортных поставках минеральных удобрений, возможно использование совмещенных транспортных средств: доставка железнодорожным транспортом до прибалтийских портов и дальнейшая транспортировка морским путем.
На выбор того или иного вида транспорта оказывают влияние географические и сезонные условия, транспортная характеристика перевозимых грузов, сроки доставки, сохранность грузов, гибкость обслуживания. Ведущими критериями выбора конкретного вида транспорта являются экономическая целесообразность его использования и техническая возможность обеспечить доставку груза в срок и без потерь.