русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Критерий минимального соглашения


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1417; Нарушение авторских прав


Критерий пессимизма - оптимизм (Гурвица)

Минимальный критерий

Выбор при статистической неопределенности

Выбор при расплывчатой неопределенности

Оптимальный выбор

Экспертные методы выбора

Метод «Делфи» - экспертное заключение в условиях конструктивной критики.

Человеко-машинные системы:

Пакеты прикладных программ

Базы знаний, экспертные системы

Системы поддержки решений.

Теория элитных групп.

Процедура «претендент - рекомендатель»

Взаимосвязь задач выбора:

Тема 8. Декомпозиция и агрегирование процедуры системного анализа.

 

8.1 Анализ и синтез в системных исследованиях.

Анализ и синтез – две стороны процесса человеческого познания.

Вопрос ставится о возможности алгоритмизации этого процесса. Анализ и синтез дополняют, но не заменяют друг друга.

Системное мышление совмещает оба метода.

Термин «системный анализ» – несостоятелен так как два понятия в нём противоречат друг другу.

Правильнее было бы назвать «Исследование систем». («анализ» и «научное исследование» – нетождественные понятия).

Анализ и синтез являются неэлементарными действиями, которые содержат более простые операции декомпозиции и агрегирования.

Эти операции в свою очередь можно алгоритмизировать.

1. Аналитически метод приводит к достижению наивысших результатов, если целое удаётся разделить на независимые друг от друга части, так в этом случае их отдельное рассмотрение позволяет составить правильное представление об их вкладе в общий эффект. Однако, как правило, система не является суммой своих частей.

2. Идеалом, конечной целью анализа является установление причинно-следственных отклонений между рассматриваемыми явлениями. Но этот идеал редко достижим.

Более адекватной моделью взаимодействия является отношение «продуцент – продукт», в которой продуцент – необходимое, но недостаточное условие получения продукта. Нужны и другие условия, которые образуют «окружающую среду».



8.2 Модели систем, как основания декомпозиции.

Основная операция анализа – разделение целого на части (система → подсистемы → цели → подцели и т.д.)

Эксперт легко разделяет целое на части. Трудности возникают при доказательстве полноты и безизбыточности предлагаемого набора частей.

Объяснение этих трудностей возможно, если основание всякой декомпозиции является модель рассматриваемой системы.

Сколько частей получится после декомпозиции системы зависит от числа элементов модели (пример с анализом целей развития морского флота – забыли развитие жилья для моряков).

В основе декомпозиции – формальные темы моделей: черного ящика, состава, структуры, конструкции – каждая в статическом или динамическом вариантах.

Это позволяет организовать нужный перебор типов моделей, полный или сокращённый, в зависимости от необходимости.

Однако формальную модель нужно наполнить содержанием, чтобы она стала основанием для декомпозиции.

Полнота декомпозиции обеспечивается полнотой модели – основания, а следовательно и формальной модели.

Абстрактность формальной модели позволяет добиться её максимальной полноты.

Общая схема деятельности по Марксу.

Рассмотрены все элементы и все возможные связи.

 

Степень детализации формальной модели обусловливает глубину декомпозиции. Возникает компромисс между требованием не упустить важного (принцип полноты) и требованием не включать в модель лишнего (принцип простоты).

Он достигается с помощью понятий существенного (необходимого), элементарного (достаточного), а также постепенно нарастающей детализации базовых моделей и итеративности алгоритма декомпозиции (см. стр. 286- упрощённая блок-схема алгоритма декомпозиции).

8.3 Агрегирование. Эмерджентность, внутренняя целостность системы.

Главная особенность систем состоит в том, что свойства целого не сводятся к простой совокупности свойств частей, что система в целом обладает принципиально новым качеством.

Это новое качество существует, пока существует система как целое, являясь, таким образом, проявлением внутренней целостности системы, её системообразующим фактором.

Само явление возникновения этого нового качества называют эмерджентностью.

8.4 Виды агрегирования.

Агрегирование можно рассматривать как установление отношений на заданном множестве элементов.

Возможно большое разнообразие задач агрегирования. Среди них выделяют основные агрегаты, типичные для системного анализа: конфигураторы агрегаты – операторы и агрегаты структуры.

Конфигуратор.

Сложное явление требует разностороннего многопланового описания, рассмотрение различных точек зрения. Это связано с совмещением в исследовании системы данных из любой отрасли знаний.

Но при этом неизбежно встаёт вопрос о доступной минимизации описанных явлений.

При неполноте описания можно не добраться до истины в исследовании. При избыточности описания возможны большие затраты.

Таким образом, сформулировано понятие агрегата, состоящего из качественно различны языков описания системы и обладающего тем свойством, что число этих языков минимально, но необходимо для заданной цели.

Агрегаты – операторы.

Простейший способ агрегирования состоит в установлении отношения эквивалентности между агрегируемыми элементами, т.е. образования классов.

Развитие этого понятия приводит к задаче классификации с целью агрегирования.

Это нетривиальная задача, особенно если признак классификации сам является агрегатом некоторых признаков, в том числе косвенных.

Фактически классификация является результатом действия агрегата-оператора вида:

«ЕСЛИ <условия на агрегируемые признаки>, то <имя класса>».

Условия на агрегирование задаются совокупностью признаков, определяемых на основе теоретических представлений и экспериментальных данных.

Другой тип агрегата-оператора возникает, если агрегируемые признаки фиксируются в числовых шкалах.

Тогда можно задать отношение на множестве признаков виде числовой функции многих переменных, которая и является агрегатом.

Пример – составление суперкритерия при решении многокритериальной оптимизационной задачи.

Пример из физики – безразмерной зависимости между размерными физическими величинами.

Таким образом, выявляется физическая закономерность явления.

Например, безразмерный одночлен F-1ma=c, где с – безразмерная постоянная фактически является записью второго закона ньютона (F – сила, m –масса, a – ускорение).

Третья разновидность агрегата-оператора – статистики (функции выборочных значений). В большинстве случаев приходится иметь дело с достаточно статичным – это агрегаты, которые извлекают всю полезную информацию из совокупности наблюдений в условиях неизбежных потерь информации.

Оптимальные статистики – это те, которые сводят неизбежные в рассматриваемых условиях потери информации к минимуму.

Агрегирование представляет собой выбор определённой модели системы, причём с этим выбором связаны непростые проблемы адекватности.

Агрегаты-структуры.

На этапе синтеза образование структур является важнейшей формой агрегирования.

Структура является моделью системы, также как и любой вид агрегата и определяется совокупностью объекта, цели и средств (в том числе и средств) моделирования.

При синтезе мы определяем (навязываем) структуру будущей проектируемой системы (прагматические модели).

При проектировании системы важно задать её структуру во всех существенных отношениях, так как в остальных отношениях структуры сложатся сами, стихийным образом.

Совокупность всех существенных отношений определяется конфигуратором системы. Отсюда следует, что проект любой системы должен содержать разработку стольких структур, сколько языков включено в её конфигуратор.

Специфические виды структур – семантические сети или логико-лингвистические модели, отражающие логику человеческих знаний на естественном языке, которые легко реализуются средствами ЭВМ.

Модели и моделирование

Первоначально моделью называли некое вспомогательное средство, объект, который в определенной ситуации заменял другой объект.

Считалось, что природные процессы нельзя моделировать т.к. они подчинялись отличным от искусственных процессов законам.

Что природу можно отобразить только с помощью логики, методов рассуждений, споров. Сегодня мы это называем лингвистической моделью или вербальным описанием процесса.

Через несколько столетий в английской науке был принят девиз: «Ничего словами», – признавались только выводы, подкрепленные экспериментально или математическими выкладками.

Долгое время понятие «модель» относилось только к материальным объектам (модель плотины, судна, самолета, чучела птиц животных и т.д.).

Затем «догадались», что некоторые абстракции например математические соотношения (чертежи, карты местности) – тоже модели. В итоге усилиями многих наук была создана теория моделей.

Модель – это результат отображения одной абстрактной математической структуры на другую, также абстрактную, либо как результат интерпретации первой модели в терминах и образцах второй.

Все наши знания представлены моделями – специальными системами. Мир моделей – также система.

Целесообразная деятельность невозможна без моделирования. Сама цель уже есть модель желаемого состояния. Алгоритм деятельности – также модель этой деятельности, которую еще предстоит реализовать.

Познавательные модели отражают существующее, а прагматические – несуществующее, но желаемые (и возможно) осуществимые.

Способы воплощения моделей

Абстрактные модели являются идеальными конструкциями, построенными средствами мышления, сознания.

Различают:

- языковые модели – фактически конечный продукт мышления, уже готовый для передачи другим носителям языка;

- модели, порождаемые неязыковым мышлением, «эмоциями», «бессознательным», «интуицией», «озарением», «образным мышлением», «подсознательным», «эвристикой»;

- абстрактные модели (вплоть до математических);

Все эти разновидности определяются степенью определенности (точности) описания объекта.

Материальные методы и виды подобия

В материальных моделях должны соблюдаться отношения подобия (похожести).

Прямое подобие – соотношение геометрических размеров, других факторов в рамках одинаковой физической природы.

Косвенное подобие – подобие между оригиналом и моделью (электромеханическая аналогия). Часы – подобие времени, подопытное животное – аналог человеческого организма при проведении операций.

Условное подобие. Деньги – модель стоимости, паспорт – условная модель владельца, чертеж – условная модель изделия.

Условное подобие моделей достигается на основе договоренностей («правил игры») о правилах построения.

Знаковые модели, сигналы:

1) коды, кодирование, декодирование, теория кодирования;

2) знаки – семиотика (область знания о знаках).

Семиотика изучает знаки не в отдельности, а как входящие в знаковые системы, в которых 3 основных группы отношений.

Синтаксис – (греч. «построение, порядок») отношения между различными знаками, позволяющие отмечать их и строить из них знаковые конструкции более высокой стоимости.

Семантика ­– (греч. «обозначение») отношение между знаками и тем, что они обозначают, или вложенный изначально смысл знаков.

Прагматика – (греч. «дело, действие») отношения между знаками и теми, кто их использует в своей деятельности, или понятый, воспринятый смысл знаков.

Модель может функционировать только в условиях согласованности с культурной средой. (Керенки и царские деньги сейчас не в состоянии быть моделью стоимости – деньгами). Модель должна быть ингерентна.

Модель всегда упрощена. Причины упрощенности:

1) конечность модели (при бесконечности природы);

2) модель отображает только главные, наиболее существенные моменты;

3) ограниченность средств оперирования с моделью (необходимость ингерентности).

Упрощенность характеризует качественные различия модели и оригинала.

Модель, с помощью которой достигается поставленная цель называется адекватной этой цели. Адекватность ­– относительная характеристика.

Из сравнения моделей по степени успешности достижения цели можно установить меру их адекватности этой цели.

В каждой модели есть доля истины, т.к. в чем-то любая модель правильно отражает оригинал.

Степень истинности модели проявляется при практическом соотнесении модели и оригинала («практика – критерий истинности»).

Кроме безусловно истинного в модели есть и верное лишь при определенных условиях и нечто «неверное», т.е. не имеющее отношение к оригиналу.

Модели «зарождаются», эволюционируют (усилиями одиночных или коллективных разработчиков), прекращают свое действие (при исчерпывании их возможностей).

Имеются алгоритмы разработки моделей.

Определения моделей могут быть разные, но коротко: модель есть системное отображение оригинала.

 

Тема 9 Неформализуемые этапы системного анализа

 

9.1 Что такое системный анализ?

Системный анализ возник как ответ на практическую необходимость изучать и проектировать сложные системы, управлять ими в условиях неполной информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени.

Возникает вопрос: можно ли считать системный анализ наукой, искусством или «технологическим ремеслом»?

При исследование систем приходится ставить и решать как хорошо формализованные в математических терминах задачи, так и «слабо структурированные» задачи, выражаемые на естественном языке и решаемые эвристическими средствами.

Главное достижение системного анализа состоит в разработке методов перехода от моделей типа «черного ящика» к моделям типа «белого ящика» .

Большая часть этих методов имеет неформализуемый (в математическом смысле) характер, но они достаточно конкретны и пригодны для практического использования и могут называться не только «искусством» или «ремеслом», но и технологией.

Требование всесторонности рассмотрения системы трансформируется в понятие «заинтересованные стороны».

9.2 Формулирование проблемы

Постановка формальной задачи, которую надо решить для традиционных наук – начальный, отправной этап работы.

В исследовании и проектировании сложной системы – это промежуточный результат которому предшествует длительная кропотливая и сложная работа по структурированию исходной проблемы.

Первые шаги в системном анализе связаны с формулированием проблемы.

Любую исходную формулировку проблемы принято считать «нулевым приближением» так как проблемосодержащая система не является ни изолированной, ни монолитной; она связана с другими системами и входит как часть в некоторую подсистему; сама она в свою очередь, состоит из частей, подсистем, причастных к данной проблеме.

Таким образом к любой реальной проблеме следует относиться как к «клубку» взаимосвязанных проблем, который назвали специальным термином «проблематика».

Тогда можно сказать, что этап формулирования проблемы состоит в определении проблематики.

Далее следует выявить всех, кого затронут возможные изменения и сформулировать вытекающие из этих изменений их проблемы на всех языках конфигураторов. Получение множества проблем, названное проблематикой, и является исходным пунктом для системного анализа.


9.3 Выявление целей

На данном этапе системного анализа определяется, что надо сделать для снятия проблемы (в отличие от последующих этапов, определяющих как это сделать).

Главная трудность выявления цели связана с тем фактом, что цели являются как бы антиподом проблемы.

Формулируя проблему, мы говорим в явной форме, что нам не нравится. Сделать это сравнительно просто, поскольку то, чего мы не хотим, существует.

Говоря же о цели, пытаемся сформулировать, что же мы хотим, задаем направление в котором следует «уходить» от существующей и не устраивающей нас ситуации.

Трудность в том и состоит, что возможных направлений много, а выбирать нужно только одно, действительно правильное, а не кажущееся таким.

Рассмотрим основные трудности выявления целей и методы его выполнения.

9.3.1 Опасность подмены целей средств

В практике системного анализа первоначально сформулированные цели по мере выполнения анализа первоначально часто изменяются или отменяются совсем.

Это связано с тем, что субъект, цели которого должны быть выполнены, обычно сам не может их четко осознать, даже если и дает им четкие формулировки.

Действительные цели, как правило, шире, чем объявленные.

Пример:

1) Проблема «где лучше разместить новую больницу»?

Реальная цель – улучшение медицинского обслуживания населения. Она может быть достигнута и без строительства новой больницы.

В данном случае средство было принято за цель.

2) Слияние мелких фабрик мебели в одну крупную.


9.3.2 Влияние ценностей на цели

Выбор цели субъектом зависит от его мировоззрения и системы ценностей.

Сложилось противопоставление «технократического» и «гуманитарного» мышления

1. Технократическая система ценностей

2. Гуманистическая система ценностей

3. Природа – источник неограниченных ресурсов

4. Превосходство над природой

5. Природа враждебна или нейтральна

6. Информация – технологическое развитие обществ

7. Рыночные отношения

8. Риск и выигрыш

9. Индивидуальное самообесп.

10. Разумность средств

11. Информация, запоминание

12. Образование

 

1) Природные ресурсы ограничены

2) Гармония с природой

3) Окружающая среда в хрупком равновесии

4) Социокультурное развитие

5) Общественные интересы

6) Гарантия безопасности

7) Коллективная организация

8) Разумность целей

9) знание, понимание

10) Культура

Вопрос о системе ценностей, по существу предвосхищает выбор конфигуратора.


9.3.3 Множественность целей

Речь идет о целях высшего уровня иерархии. Т.к. для более низких сформулированная «глобальная цель» может быть перенесена на нижние уровни методами декомпозиции.

Но и на самом верхнем уровне, как правило, бывает несколько целей, и, важно не упустить какую-либо существенную из них.

Основные приемы:

1) Выделение надсистем и подсистем – позволяет учесть цели всех заинтересованных сторон.

2) Для решения проблемы полноты задания целей:

- включение в рассмотрение цели – противоположные заявленным («не строить больницу»);

- «двойственные» («минимизировать страдания» и «максимизировать удовольствия»);

- «желаемы» и «нежелательные» по последствиям цели (для избежания возникновения новых проблем типа «загрязнение окружающей среды»)

- допускать вообще всякие цели (с последующей критикой)

Цели должны излагаться в номинальной шкале, т.е. быть названиями, т.к. употребление более сильных шкал – признак целей более низкого уровня, по существу – переход от целей к критериям, а это - следующий этап анализа.

9.3.4 Опасность смешения целей

Различие между целями не всегда очевидно и существует опасность ошибочно принять одни за другие.

Специалисты – профессионалы, участвующие в решении проблем, навязывают свое видение мира и тем самым подменяют главные цели своими.

1) операция прошла успешно, но пациент умер – типичный пример

2) здание красивое, но для жизни неудобное

3) полиция в засаде – максимальная поимка преступников. Полиция патрулирует – минимизация происшествий.


9.3.5 Изменение целей со временем

Изменение цели может происходить по форме в силу все лучшего понимания действительных целей, и по содержанию – вследствие изменения объективных условий и/или субъективных установок, влияющих на выбор целей.

Цели более высоких уровней – долговечнее.

В социальных системах цели высших уровней часто формируются как интересы будущих поколений, сроки целей нижних уровней связаны с настоящими действиями и действиями в ближайшем будущем.

Динамичность целей также должна учитываться в системном анализе.

9.4 Формирование критериев

Понятие «Критерий» - употребляется в широком смысле как любой способ сравнения альтернатив.

Это значит, что критерием качества альтернативы может служить любой ее признак, значение которого можно зафиксировать в порядковой или более сильной шкале.

При этом появляется возможность ставить задачи выбора и оптимизации.

Критерии являются количественными моделями качественных целей.

Следовательно, расхождения критериев и целей неизбежны, и очень важно, чтобы переход к работе с выбранными критериями соответствовал движению в направлении к заданным целям.

Как правило, единственный критерий не может полностью отобразить цель. Адекватность критерия и цели также важная проблема (эффективность токарной обработки когда-то оценивалась качеством стружки, скоростью резания ит.д.; качество медицинского обслуживания лучше всего оценивать состоянием здоровья населения).

Критерии должны достаточно полно «покрывать» цель (описывать по возможности все важные аспекты цели), но при этом желательно минимизировать число необходимых критериев.

Для обеспечения полноты описания следует формулировку критериев проводить с учета всех факторов моделирования.

В дополнение к моделям входов системы и перечню заинтересованных лиц необходимо добавить модель проблемной ситуации в виде совокупности трех взаимодействующих систем:

1) проблемосодержащей системы - ей соответствуют цели рационального расхода ресурсов на разрешение проблемы (главное – разрешить проблему);

2) проблеморазрешающей системы, т.е. – системы которая может повлиять на ход событий, чтобы проблема исчезла или ослабело – ей соответствуют цели рационального расхода ресурсов на разрешение проблемы (главное – экономно разрешить проблему);

3) окружающей среды, в которой существуют и с которой взаимодействуют обе системы – ей соответствуют ограничительные критерии, имеющие характер пассивный, но необязательный (главное – не предпринимать ничего, что противоречило бы законам природы).

Все эти критерии связываются воедино при постановке оптимизационных задач.

В итоге вырисовывается алгоритм моделирования системы критериев;

Согласование ресурсов проблеморазрешающие системы с потребностями проблемосодержащей системы при ограничениях, накладываемых средой. При этом процесс может быть итерационным.

Если наложенные ограничения очень сильны и делают невозможным достижение целей, то системный аналитик должен ставить перед лицом принимающим решение вопрос об ослаблении ограничений и снятии их вообще.

9.5 Генерирование альтернатив

Прежде чем выбирать наилучшую альтернативу, нужно иметь список этих альтернатив.

Процесс генерирования альтернатив (идей) – это настоящий творческий процесс, важнейшая часть проблемы и ее разрешения.

Способы увеличения числа альтернатив

1) поиск в патентной и журнальной литературе

2) привлечение квалифицированных экспертов с разнообразной подготовкой и опытом

3) комбинирование известных альтернатив с образованием промежуточных вариантов мультипликативных решений.

4) Модификация имеющихся альтернатив

5) Включение альтернатив, противоположных имеющимся

6) Включение в рассмотрение «глупых», «надуманных» и «абсурдных» альтернатив

7) Генерирование альтернатив, рассчитанных на различные интервалы времени (долгосрочные, краткосрочные, экстренные)

Создание благоприятных условий

Существуют внутренние (психологические) и внешние факторы тормозящие творческую работу и способствующие ей.

Внутренние факторы:

1) неправильное восприятие действительности (воспринимаем то, чего нет; или не воспринимаем то, что есть);

2) интеллектуальные преграды (инерционность мышления, стереотипы, подсознательные ограничения, связанные с убеждениями, лояльностью и т.д.).

3) эмоциональные преграды: увлечение критикой других, боязнь критики со стороны других, боязнь отрицательной реакции со стороны заказчика или начальства на предложение альтернативы, субъективное отношение к «любимым типам» альтернатив (теория массового обслуживания)

Внешние факторы: погодные и климатические, влияния шума, неудобств и т.д., общественные условия, общественный культурный фон, идейная атмосфера, одобрение определенной социальной группы…

Имеется также проблема сокращения числа альтернатив.

Применяется «грубое отсеивание» - по признаку отсутствия некоторых качеств, желательных для любой приемлемой альтернативы.

Организационные формы генерирования альтернатив:

1) мозговой штурм – категорический запрет любой критики при генерировании максимального числа альтернатив

2) синектика – цель – генерирование единственной альтернативы, разрешающей данную проблему. Аналоги на основе собственных двигательных ощущений. «Сыгранность» малых групп синектора

3) разработка сценариев

4) морфологический анализ

5) деловые игры – имитационное моделирование реальных ситуаций (штабные игры, тренажеры, ...)

9.6 Алгоритмы проведения системного анализа

Системный анализ при достигнутом уровне его развития не может быть полностью формализован, т.к. включает в себя творческие работы, связанные с разработкой и выбором альтернативных вариантов.

Алгоритмизация – путь к формализации процедур системного анализа.

Системный аналитик может в разной последовательности (хотя и не произвольной) использовать различные операции исследования систем или спланировать свои действия заранее, а может выбирать очередную операцию в зависимости от исхода предыдущей, либо использовать готовый алгоритм или «готовые» подпрограммы анализа.

Блоки, из которых может состоять процедура анализа конкретной системы:

1. определение конфигуратора

2. определение проблемы и проблематики

3. выявление целей

4. формирование критериев

5. генерирование альтернатив

6. построение и использование моделей

7. оптимизация

8. выбор

9. декомпозиция

10. агрегирование

11. исследование информационных потоков

12. исследование ресурсных возможностей

13. наблюдения и эксперименты над исследуемой системой

14. реализация, внедрение результатов анализа

Алгоритмы проведения системного анализа могут быть различными. В зависимости от степени сложности анализируемой проблемы употребляются: «линейные» алгоритмы (в простейших случаях), алгоритмы с циклами (чем сложнее, тем больше циклов и тем больше итераций осуществляется в каждом цикле), сложные «последовательные», т.е. конструируемые в ходе исследования алгоритмы (в том числе содержащие циклы, случайный поиск, адаптацию, самоорганизацию и т.д.).

9.7 Претворение в жизнь результатов системных исследований (внедрение)

С практической точки зрения системный анализ является методологией и практикой, улучшающего вмешательство в проблемные ситуации.

Поскольку такое вмешательство затрагивает интересы людей, в системном анализе огромное значение придается вопросам социологии, психологии, этики.

Разрабатываются специальные методы разрешения этих вопросов в ходе практической реализации рекомендаций полученных в системном исследовании.

Под «эффективной практикой» понимается улучшение работы организации клиентов (технологического оборудования) с точки зрения хотя бы одной из заинтересованных сторон и отсутствие ухудшения этой работы с точки зрения всех остальных.

Таким образом, системный анализ включает в себя такие виды деятельности, как:

Научное исследование (теоретическое и экспериментальное) вопросов, связанных с проблемой.

Проектирование новых систем и изменений в существующих системах.

Внедрение в практику результатов, полученных в ходе анализа.

Общая схема алгоритма постановки задач прикладного системного исследования реальной проблемы:

С практической стороны системный анализ есть теория и практика улучшающего вмешательства в проблемные ситуации;

С методологической стороны системный анализ есть прикладная диалектика.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многообразие задач выбора | ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.061 сек.