Анализ динамики товарооборота и прибыли в целом магазина и по отдельным товарным группам/категориям
Оценка тенденций развития магазина, выявление медленнооборачиваемых и низкоприбыльных, а также быстрооборачиваемых и высокоприбыльных товарных групп. Корректировка ассортимента и ценовой политики в низкоприбыльных товарных группах
Не реже одного раза в месяц
При оценке влияния сезонного фактора целесообразно данные за квартал и за год представлять графически, размещая на одном листе
Анализ среднего чека и количества покупок по дням недели
Оценка тенденций развития магазина. Оценка эффективности проводимых мероприятий по стимулированию сбыта, по оптимизации системы мерчандайзинга и т.д.
Не реже одного раза в месяц
Анализ структуры чеков
Оценка эффективности использования торговых площадей магазина. Оценка эффективности мерчандайзинга. Сегментирование покупателей исходя из анализа структуры и суммы чека. Анализ наиболее и наименее часто встречаемых товарных позиций:
в чеках в целом по магазину; в чеках различных групп покупателей; в наиболее крупных чеках; . в различные дни недели и в разное время суток
Не реже одного раза в месяц
Если анализ проводится реже одного раза в месяц, то данные по структуре чеков стоит брать отдельно по месяцам, а не целиком за весь период
XYZ-анализ
V
Оценка стабильности продаж товарных групп и отдельных товаров.
Сравнение динамики продаж различных групп товаров:
различного типа спроса; различной оборачиваемости; различных ценовых категорий. Определение методов работы с различными товарными группами в зависимости от значимости и роли группы в ассортименте магазина.
Разработка нормативов товарных запасов и графика заказа товаров
Не реже одного раза в месяц
Анализ эффективности использования торговых площадей
Выявление проблемных и перспективных участков в торговом зале. Перераспределение места в торговом зале и на полках
Не реже одного раза в квартал
Анализ эффективности мероприятий по мерчандайзингу
Оценка эффективности изменений в планировке магазина и выкладке товаров
После
введения
изменений
При условии систематических мероприятий по оптимизации мерчандайзинга — раз в квартал
Анализ структуры товарооборота и прибыли
Оценка вклада каждой товарной группы, подгруппы и марки в формирование общего товарооборота и прибыли магазина. Оптимизация ассортимента за счет введения новых товарных позиций, углубление существующих и выведение наименее прибыльных. Оптимизация распределения торговых площадей и полочного пространства между товарными категориями
Не реже одного раза в квартал
В случае торговых сетей на основе данного анализа можно разрабатывать нормативы распределения товарных групп
Анализ эластичности спроса:
на товарные группы;
на отдельные товарные марки (АВС-анапиз)
Оценка роли товарной группы в повышении или снижении общего товарооборота магазина. Выявление групп, наиболее чувствительных к изменению факторов спроса: доходы потребителей; вкусы и предпочтения; цены на сопряженные товары и др. Выявление групп, более всего подверженных влиянию факторов внешней среды: появление новых магазинов-конкурентов; открытие новых отделов в самом магазине и т.д.
Оценка динамики продаж сезонных товаров. Оптимизация ценовой политики магазина. Оптимизация ассортимента и выкладки товаров.
Поиск новых торговых марок для пополнения ассортимента.
Выявление наиболее и наименее популярных торговых марок
Не реже одного раза в квартал
Может проводиться чаще для анализа продаж сезонных товаров и в случае резкого снижения товарооборота магазина
Анализ данных — это трудоемкий процесс, но грамотное его использование позволяет выявлять проблемные участки в работе магазина и своевременно вносить необходимые коррективы. Часто анализ ассортимента магазина может быть затруднен в связи с нерациональным разбиением ассортимента на составные элементы, с нарушением иерархии при составлении ассортимента и т.д. В случае, когда ассортиментная матрица магазина составлена грамотно и логично, анализ становится менее трудоемким и более эффективным. Кроме того, аналитическая работа в магазине должна быть организована таким образом, чтобы существовала возможность обмена информацией внутри магазина и была обеспечена сохранность информации в случае болезни или увольнения сотрудников.
Аналитическая работа в магазине предполагает не только систематизацию и обработку данных внутренней отчетности, но и проведение исследований такими методами, как наблюдение, фокус-группа, интервьюирование или анкетирование и т.д. В частности, оценить эффективность планировки магазина и системы мерчандайзинга можно с помощью наблюдения за покупателями в торговом зале или получения информации от них в ходе проведения интервью или фокус-группы.