Социальные ресурсы леса (социальный класс функций по А.С.Шейнгаузу и А.П.Сапожникову [37]. или социальная суперроль по В.И.Рубцову [28]). включают следующие 4 основные группы: санитарно-гигиеническую. рекреационную, культурно-историческую и оборонную. Кроме них, к социальным ресурсам могут быть отнесены такие группы, как: эстетическая, духовная, религиозная, научная и др.. -обладающие общественно полезной значимостью.
В процессе подготовки данной рукописи авторы советовались со многими специалистами лесоведения и лесоводства. Одобрительно относясь к самой идее классификации недревесных ресурсов леса, некоторые оппоненты полагают, что термин "ресурс" предполагает использование, поэтому отнесение почвенных животных к зооген-ным ресурсам неправомерно.
Однако едва ли будет обоснованным отнесение части видов животных к зоогенным ресурсам (например, представителей охотничьей фауны), а других, не используемых ныне человеком, - нет. Слово "использование" может, на наш взгляд, пониматься не только в прямом, утилитарном значении, но и в опосредованном. Недаром термин "природные ресурсы" в энциклопедических изданиях [30] трактуется как "часть всей совокупности природных условий существования человечества, важнейшие компоненты окружающей его естественной среды, используемые в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей". При этом к природным ресурсам относятся солнечная энергия, растительные ресурсы, ресурсы животного мира и др.
Рассмотренные фитогенные и зоогенные ресурсы леса можно назвать материальными или сырьевыми, так как в принципе возможен их учет и выражение в физических единицах измерения. Но широко известны полезные функции леса, которые взвесить и измерить весьма затруднительно, а иногда и невозможно. Речь идет о так называемых "невесомых" полезностях леса, отнесенных в нашей классификации к социальным и средозащитным ресурсам.
Выделяя эти виды ресурсов, авторы предвидят обвинения в смешивании понятий "функции" и "ресурсы". Мы считаем, что эти термины применительно к лесу могут использоваться в зависимостиот ситуации. Выполняя, пример, рекреационную функцию (роль), то или иное насаждение обладает рекреационными ресурсами, т.е. располагает набором (комплексом) количественных и качественных характеристик, привлекающих население для отдыха. Именно наличие тех или иных ресурсов "позволяет" лесу выполнять определенную функцию.
Представить социальные ресурсы какой-то количественной мерой едва ли возможно, но работы в этом направлении ведутся. По крайней мере, рекреационная группа социальных ресурсов леса до вольно успешно оценивается лесными экономистам! [1, 41]. Важно отметить, что независимо от отсутствия методов количественной оценки социальных ресурсов леса последние играют выдающуюся роль е жизни многих поколений человеческого общества.