русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Структуры и функции


Дата добавления: 2013-12-23; просмотров: 1081; Нарушение авторских прав


Классификация по с л о ж н о с т и систем.

Классификация систем

Лекция №5

Разбиение систем на классы, или классификация систем, часто необходимы аналитику для облегчения выбора методов исследования, в большей степени соответствующих тому или иному классу систем.

Класс – это множество объектов, обладающих некоторыми признаками общности.

Естественно, что любая классификация является относительной, но, тем не менее, классификация важный инструмент в арсенале методов системного аналитика.

Первая, очевидная, классификация систем может быть проведена по принципу: живыенеживые.

Здесь признаком классификации является такая важная категория как жизнь. Поскольку существуют такие состояния систем, в которых трудно провести разделение между живым и неживым, то в основу классификации заложены биологические функции жизни.

Живыми называются системы, которым присущи биологические функции, такие как рождение, размножение и смерть.

К неживым относятся системы, в которых отсутствуют биологические функции.

Ранее мы уже проводили разбиение всех систем на два класса п о о б ъ е к т и в н о с т и с у щ е с т в о в а н и я: реальные (материальные) и идеальные (абстрактные или концептуальные) системы. Эти два класса систем могут быть разбиты на более мелкие подклассы.

Материальные системы. Так, среди реальных систем можно провести классификацию п о п р о и с х о ж д е н и ю, выделив класс естественных и класс искусственных систем.

Естественные системы представляют собой множество объектов природы, а искусственные системы — множество объектов, созданных при участии человека.

Естественные системы, в свою очередь, в зависимости от масштаба системы могут быть разбиты на более мелкие классы: астрокосмические, планетарные, материковые, океанические, ландшафтные и так далее, до уровня атомов и молекул и физических и химических процессов.



Искусственные системы. Искусственные системы могут быть разбиты на два основных подкласса: технические и организационные системы, которые, в свою очередь, далее можно разбить на еще более мелкие классы.

Технические системы состоят из машин и механизмов, сделанных человеком и в основе функционирования которых лежат процессы, совершаемые механизмами. Самолет, часы, компьютер, телефон, станок – примеры технических систем.

Организационные системы – это системы, в которых основные процессы совершаются при участии людей. Присутствие людей в системе приводит к тому, что организационные системы приобретают некоторые черты живого организма. Они могут «рождаться», «умирать» и даже создавать другие организационные системы.

Этот класс систем очень широк и имеет множество различных вариантов. К системам этого класса можно отнести разнообразные предприятия, корпорации, партии, общественные группы, государства и межгосударственные союзы, военные группировки. В силу большого многообразия систем этого класса часто из него выделяют подклассы:

производственные системы, транспортные системы, экономические системы, социальные системы, политические системы.

Среди этих классов, в зависимости от проблемной ситуации, выделяют: системы проектирования, системы управления, технологические системы.

В данном случае под технологической системой понимается совокупность операций (процессов) в достижении некоторых целей (решении некоторых задач).

Таким образом, организационные системы представляют для системного аналитика наибольший интерес, так наличие людей в них, столкновение их интересов, потребностей и целей и приводит к возникновению проблем, которые аналитику необходимо разрешить.

Часто организационные системы относят к классу целеустремленных или целенаправленных систем. Этими названиями подчеркивается, что основой формирования организации являются факторы целеполагания. Именно, для достижения поставленных целей, создаются людьми те или иные организационные системы.

В рамках класса целенаправленных систем выделяют следующие классификационные группы систем: программные, адаптивные, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся, предвидящие.

Выделяя в качестве основного целевого признака их н а з н а ч е н и е (т.е. для чего эти системы предназначены), можно выделить системы:

производящие, обеспечивающие, обслуживающие, управляющие.

В противовес целенаправленным системам вводят в рассмотрение каузальные системы (от лат. causa - причина), т.е. системы, возникновение которых есть результат причинно-следственных связей. Для систем этого класса характерным является то, что цель им внутренне не присуща.

Абстрактные (или идеальные) системы. Системы этого класса также могут быть разбиты на два больших подкласса: описательные (логические) и символические (математические).

Описательные системы представляют собой совокупность понятий и определе­ний о структуре, об основ­ных закономерностях состояний и о поведении матери­альных систем. В основном к этому классу систем относят вербальные или концептуальные модели предметной области исследования.

При построении систем этого класса целесообразно руководствоваться принципом, выдвинутом Паскалем в своем произведении «Искусство убеждать» :

«Заменять то, что определено, его определением».

Четкое следование этому принципу облегчает переход от описательных систем к символическим.

Можно отметить одно важное свойство абстрактных систем все они неживые, в то время как реальные системы могут быть живыми и неживыми.

Общая теория систем ввела свой взгляд на классификацию систем. В частности, все системы разбиваются на два класса: открытые системы и закрытые системы.

К открытым системам относят системы, способные обмениваться с окружающей средой ресурсами.

К замкнутым системам относят системы полностью изолированные от среды.

Естественно, что в окружающем мире трудно отыскать систему, на которую среда не оказывает никакого влияния и сама система не влияет на среду. Поэтому замкнутые системы следует рассматривать как некие модели, иногда удобные для исследования отдельных аспектов устройства систем.

Теория систем внесла еще одну интересную классификацию систем

п о о д н о р о д н о с т и элементов: гомогенные и гетерогенные системы.

Гомогенные (однородные) системы – это системы, в которых состав системы однороден, т.е все элементы системы обладают одинаковыми свойствами и, следовательно, взаимозаменяемы.

Гетерогенные системы – это системы, состоящие из разнородных, не взаимозаменяемых элементов.

Рассмотрим еще одну классификацию систем, которая в свое время вызывала бурную дискуссию – какие системы считать простыми, а какие сложными.

Если мы последовательно подойдем к исследованию системы, используя общую схему системного подхода, то,

- анализируя элементный состав системы можно найти большое разнообразие элементов, что вызывает сложность их описания и учета всех их свойств – сложность состава системы;

- рассматривая взаимосвязи и структуру системы, исследователь сталкивается со структурной сложностью;

- при изучении функционирования системы, возникает проблема правильного описания ее поведения – функциональная сложность.

Таким образом, сложность системы носит многоаспектный характер и определить, когда система из простой стала сложной … сложно.

Различными исследователями систем были предложены различные критерии отделения простого от сложного.

Из множества определений сложной системы можно выделить следующее:

Сложная система – составной объект, части которого можно рассматривать как системы, части которого можно рассматривать как системы, связанные между собой заданными отношениями и объединенные в единое целое.

В качестве рабочего можно использовать следующее определение:

Сложной системой называется система, обладающая, по крайней мере, одним из нижеперечисленных признаков:

а) система допускает разбиение на подсистемы, изучение каждой из которых, с учетом влияния других подсистем в рамках поставленной задачи, имеет содержательный характер;

б) система функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействие среды на нее обуславливает случайный характер изменения ее параметров и структуры;

в) система осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.

Целесообразно для отнесения системы к классу сложных пользоваться таким практичным определением:

Сложная система – это система, которую подробно описать нельзя.

Отсюда важный для системного аналитика вывод: Все реальные проблемы, решаемые системным аналитиком – сложные системы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роли субъекта в системном анализе | Понятие структуры


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.