База знаний содержит факты об окружающем мире и логическую связь фактов в форме правил.
Экспертная система может пояснять свои решения.
Технология принятия решений опирается на знания пользователя. Экспертная система опирается на знания, которые пользователю могут быть неизвестными.
ИТ экспертных систем.
Человек, принимающий решение
Модели делятся на оперативные, тактические и стратегические.
Частая координация возможных решений.
Использование математических методов и моделей.
Ориентация на решение плохо формализованных задач.
Другие особенности данной технологии.
Оперативные модели – используются меньшим звеном управления. Включают в себя например: ведение бухгалтерских счетов, таможенные платежи, контроль заполнения декларации. Оперативные модели обычно хорошо формализованы и применяются часто.
Тактические модели - используются средним звеном для планирования на месяце. Включают, например: финансовое планирование. Схемы компоновки предприятия, распределение грузопотоков через посты.
Стратегические модели – используется высшим звеном управления для планирования на годы. Включают, например: установление целей предприятия, прогноз поведения иностранных государств, формирование таможенных пошлин. Схема технологии показана на рисунке.
База данных
База моделей
Внутренние и внешние данные
Управление данными, моделями, интерфейсом
Знание – отражение объективной действительности в виде идей, понятий, концепций и представлений. Экспертная система трансформирует опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических (опытных) правил.
Правило – в экспертной системе состоит из 2 частей: условие и действие. Оно записывается в следующе форме «если условие то действие». Например: если дождь то взять зонт.
Отличия от технологии принятия решения:
3)Использование нового вида информации – знаний.
Модуль создания системы
Пользователь
Интерпретатор
База знаний
Основными компонентами экспертной системы являются: база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.
2)компьютерные средства: текстовые и табличные, элетронная почта. Общее замечание: автоматзация не заменяет существующую систему управления, а только дополняет и ускоряет её.