Определение: Стратегический альянс – это объединение независимых предприятий (фирм), которые намерены осуществлять совместную деятельность или завершить проект, используя при этом знания, материальные и другие ресурсы друг друга.
Характерные особенности:
· Наличие нескольких руководящих центров
· Необходимость диалога между партнерами
· Конфликт интересов (общих целей альянса с индивидуальными интересами участников)
· Гибкая, быстро меняющаяся организационная структура
Признаки стратегического альянса (в отличие от других форм интеграции):
· Мотивация деятельности альянса соответствует стратегиям компаний-партнеров
· Внутри альянса происходит накопление и обмен опытом и знаниями
· Альянсы не имеют специальной юридической формы как таковой (нет особого организационно-правового статуса)
Стратегические альянсы как формы межфирменной кооперации
Основные типы альянсов
Партнерства неконкурирующих фирм
Альянсы фирм-конкурентов
Транснациональные совместные
предприятия
Интеграционные альянсы
Вертикальные партнерства
Псевдоконцентрационные
альянсы
Межотраслевые соглашения
Комплементарные альянсы
Почему необходимы стратегические альянсы?
· Глобализация: необходимость освоения не только национальных, но и мировых рынков, повышение конкурентоспособности
· Технологическая эволюция: необходимость объединения ресурсов, опыта и знаний для обеспечения конкурентоспособности (в частности, с поставщиками и фирмами других отраслей)
· Ошибки сделок по слияниям и поглощениям: компании-цели часто утрачивают свои преимущества в рамках более крупной материнской компании, а альянсы помогают избежать ломки структуры и культуры партнера, т.к. основаны не на подчинении, а на сотрудничестве