Финансовые коэффициенты могут оцениваться на основе установленных интервалов, которые являются допустимыми (норма) либо не удовлетворяют требованиям (ниже либо ниже нормы). Базой для установления интервалов можно принять:
среднеотраслевые показатели,
показатели, официально принятые для установления банкротства предприятий,
показатели наиболее преуспевающих конкурентов,
показатели наиболее благоприятных периодов в деятельности самого предприятия,
показатели, уровень которых само предприятие считает для себя достаточным
Использование процедуры комплексной оценки и агрегирование результатов качественного анализа до самого высокого уровня иерархии показателей позволяет сформулировать итоговую характеристику финансового состояния предприятия, выраженную в краткой форме (зачастую одним словом, например «отлично»). Если конечный показатель ухудшится, необходимо выявить причины отклонений, опускаясь на более низкие уровни дерева финансовых коэффициентов.
При построении дерева финансовых показателей не следует слишком «перегружать» систему на каждом уровне не должно быть более 5—7 показателей, которые могут быть оценены количественно, число уровней не должно быть более 3-5, при ранжировании показателей необходимо учесть все причинно-следственные связи между ними.
Операционный анализ — это анализ соотношения и взаимного влияния цен на товары, объемов реализации, затрат и прибыли, получаемой предприятием (другие названия, анализ «затраты — объем прибыли»). Преимущества операционного анализа обусловлены тем, что его методика сводит воедино результаты маркетинговых исследований, учет затрат и производственное планирование.
В аналитических целях затраты предприятия подразделяются на постоянные и переменные, прямые и косвенные (табл. 3.7).