Вероятность того, что конкуренты не придут на рынок, %
Ожидаемая рентабельность при отсутствии конкуренции (гр.2 х гр.3 : 100%)
3,0
4,8
5,0
4,8
3,5
Максимальная ожидаемая рентабельность 5,0% достигается при снижении цен на 12%.. Именно такое решение и принимается фирмой, производящей продукт.
Потребитель в своем выборе руководствуется другими критериями: полезность и цена товара. При более взвешенном подходе критерием становится цена потребления. Потребительские свойства товара (полезность) могут иметь количественное выражение (вес, габариты, мощность). Существуют и другие реактивные характеристики (дизайн, упаковка), которые трудно формализовать.
Отправной точкой для оценки конкурентоспособности любого продукта является определение целей оценки.
В случаях, если разрабатывается новый продукт, его конкурентоспособность должна быть опережающей и достаточно долговременной. Если на рынке отсутствуют аналоги для прямых сравнений по ключевым характеристикам, необходимо использовать другие подходы, в частности по уровням качества.
Первый уровень — соответствие стандарту (техническим условиям, технике безопасности, договору).
Второй уровень — соответствие использованию (способность удовлетворять определенные потребности покупателей).
Третий уровень — соответствие фактическим требованиям рынка (соответствует представлениям покупателей о сбалансированности качества и цены).
Четвертый уровень — соответствие латентным (скрытым) потребностям (престиж, неявные цели).
В случае, если необходимо проанализировать конкурентоспособность товара при наличии на рынке аналогичных товаров, достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам (см. рис. 2.11).
В случае отсутствия базы для сравнения может быть использован метод аналогий. Для этого моделируется товар-образец, идеально удовлетворяющий потребителей, и его параметры сравниваются с параметрами оцениваемого товара.
Конкурентоспособный продукт должен обеспечить не только продаваемость на рынке, но и доходность бизнеса. В данном случае речь идет о лидерстве в издержках. Ценовое лидерство может использоваться лишь в случаях максимальной доли рынка, наличия уникального оборудования для производства.
Лидерство в издержках является активной внутренней стратегией, направленной на снижение затрат на производство и сбыт продукции. При этом речь идет о потоке путей снижения затрат, не снижающих других показателей конкурентоспособности Основными направлениями являются следующие:
— экономия на масштабах производства (снижение постоянных затрат),
— экономия за счет повышения квалификации работников (производительность труда, организация производства),
— экономия за счет ресурсосберегающих технологий производства,
— экономия за счет рациональной конструкции изделий (снижение материалоемкости),
— экономия за счет местоположения в отрасли (низкие трансакционные издержки, близость к источникам сырья),
— экономия за счет эффективного управления (организационная структура, организационная культура)
Однако для успешного применения стратегии лидерства в издержках необходимы определенные рыночные условия:
— различия в товарных марках незначительны,
— отраслевая продукция существенно стандартизирована;
— спрос эластичен по цене.
Наряду со стратегией лидерства в издержках может применяться стратегия дифференциации продукта, которая рассматривается как возможность обеспечить уникальность и более высокую ценность продукта для покупателя. При дифференциации продукта затраты повышаются, но могут быть компенсированы за счет более высокой цены. Экономически дифференциация оказывается нецелесообразной, если рост цены не покрывает дополнительные затраты.
В целом система дифференциации продукции включает в себя следующие направления, охватывающие практически всю маркетинговую деятельность предприятия:
продуктовая дифференциация (продукт с характеристиками лучшими, чем у конкурентов),
сервисная дифференциация (предложение разнообразного и более высокого уровня услуг, сопутствующих продаваемым товарам);
дифференциация персонала (наем и обучение более квалифицированного, чем у конкурентов, персонала для работы с клиентами);
дифференциация имиджа(создание имиджа предприятия и его продукции, с лучшей стороны отличающего его от конкурентов)
Практически реализовать конкурентные преимущества предприятия на довольно насыщенном товаропроизводителями рынке достаточно сложно. Помочь завоевать рынок постепенно может стратегия фокусирования, направленная на выбор узкой области конкуренции внутри отрасли с разработкой и практической апробацией разработок, направленных на улучшение конкурентных позиций.
3. Методы управленческого анализа
3.1. Анализ финансовой устойчивости
Управленческий анализ — это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса.
Управленческий анализ служит для изучения внутренних возможностей предприятия, его сильных и слабых сторон, а также выявления факторов, способных стать основой конкурентоспособности предприятия. Результаты управленческого анализа создают основу для определения инвестиционной привлекательности предприятия, выявления внутренних резервов предприятия, постепенного перехода от производственной к маркетинговой концепции управления предприятием.
Управленческий анализ должен обеспечить четкое определение финансовой устойчивости предприятия, что очень важно для разработки рыночной стратегии, поиска партнеров. Роль финансового анализа и его результатов значительна и для внешних пользователей (кредиторы, инвесторы), и для управленческого персонала самого предприятия (рис. 3.1).
Методик определения финансовом устойчивости достаточно много, выявился также круг показателей, на основании которых можно определить финансовое положение предприятия В «Методических рекомендациях по реформе предприятий (организаций)», утвержденных Приказом Минэкономики России № 118 от 1.10.97г., в качестве показателей для аналитической работы рекомендуются следующие (табл. 3.1).
Рис. 3.1 Финансовый анализ для управленческих решений