Реинвестирование по мере необходимости обновления активов
Удержание доли рынка
Удержание конкурентного положения
Ведущая/Спад
Положительная динамика
Положительный
По мере необходимости поддержания конкурентоспособности продукта
Удержание конкурентного положения
Сильная/ Рождение
Может отсутствовать
Отрицательный (заем)
В соответствии с требованиями рынка
Усилить конкурентные преимущества
Усилить
Быстрый рост доли рынка
Сильная/Рост
Неустойчивая
Вероятен отрицательный поток
С целью увеличения темпов роста
Лидерство в ценах Быстрый рост доли рынка
Сильная/Зрелость
Положительная динамика
Положительный
Реинвестирование по мере необходимости
Удержание конкурентных позиций Быстрый рост доли рынка
Сильная/Спад
Положительная динамика
Положительный
Минимальные
Удержание конкурентных позиции
Удержание ниши
Благоприятная/ Рождение
Может отсутствовать
Отрицательный (заем)
(заем)
Избирательные
Выборочное завоевание или рост доли рынка
Благоприятная/ Рост
Минимальная
Отрицательный (заем)
Избирательные
Лидерство в ценах на важнейшем рынке Дифференциация продукции
Благоприятная/ Зрелость
Умеренная динамика
Положительный
Минимальные или избирательное реинвестирование
Рост доли рынка с увеличением производства Поиск и защита
Благоприятная/Спад
Умеренная динамика
Ликвидный
Минимальные
Эксплуатация рыночной ниши
Уход с рынка
Прочная/ Рождение
Отсутствует
Отрицательный
Избирательные
Подтвердить жизнеспособность
Прочная/ Рост
Отсутствует
Отрицательный или ликвидный
Избирательные
Подтвердить жизнеспособность
Прочная/ Зрелость
Минимальная
Ликвидный
Минимальные
Удержание ниши
Уход из отрасли
Прочная/ Спад
Минимальная
Ликвидный
Деинвестирование
Уход с рынка
Отказ производства
Слабая/Рождение
Отсутствует
Отрицательный (заем)
Избирательные
Достижение уровня конкурентов
Слабая/Рост
Отсутствует
Отрицательный или ликвидный
Избирательные отказ от инвестиций
Обновление продукта Уход с рынка
Слабая/Зрелость
Отсутствует
Отрицательный или ликвидный
Избирательные отказ от инвестиций
Обновление продукта Уход с рынка
Слабая/Спад
Отсутствует
Ликвидный
Отказ от инвестиций
Выход из отрасли
Практики отмечают, что данный метод анализа рынка наиболее приемлем в высокотехнологичных отраслях, где жизненный цикл товаров достаточно короток и следует часто пересматривать рыночные стратегии, делая попытки продлить жизненный цикл отрасли. В такого рода отраслях следует контролировать возможность появления ситуаций, когда уже зрелые рынки могут превратиться в растущие.
В практике рыночных стран нашел широкое распространение метод стратегического анализа, называемый PIMS-анализом (Profit Impact of Market Strategy). Метод позволяет определить влияние рыночной стратегии предприятия на прибыль Модели, позволяющие установить такого рода зависимость, построены на основе обширного фактического материала по 3000 фирм Северной Америки и Европы по 100 стратегическим факторам. В результате исследования были выявлены наиболее значимые факторы:
1. Капиталоемкость — предприятия, выпускающие продукцию, требующую больших капиталовложений, менее рентабельны в долгосрочном периоде, нежели менее капиталоемки.
2. Относительное качество продукции — продукция, признанная покупателями как более качественная, чем у конкурентов, обеспечивает предприятиям более высокую рентабельность.
3. Производительность труда — предприятия с более высокой производительностью труда более рентабельны. Особенно ощутимо влияние этого фактора, если рост производительности труда не связан с капиталовложениями.
4. Конкурентная позиция бизнеса — более высокая доля рынка относительно новых конкурентов обеспечивает более высокую доходность бизнеса.
5. Низкие затраты на единицу продукции — возможность снизить затраты за счет факторов прямого и косвенного воздействия позволяет обеспечивать рост продаж и увеличивать доходы предприятия.
6. Вертикальная интеграция — в условиях стабильного рынка вертикальная интеграция положительно влияет на хозяйственную деятельность предприятия.
7. Инновации — увеличение вложений в новые продукты, разработку новых рынков позволяет достичь качественного роста. Однако это происходит лишь в условиях сбалансированной политики инноваций, обеспечивающей доходность бизнеса как в долгосрочном, так и краткосрочном периоде.
Поскольку в реальной хозяйственной практике все перечисленные факторы не только оказывают влияние на доходность, но также оказывают взаимное влияние друг на друга, необходимо построить многофакторные модели, отражающие зависимости, а также их использовать для поиска резервов доходности бизнеса.
Модель может дать полезную информацию о том, какие из перечисленных выше факторов наиболее значимы на современном этапе деятельности предприятия.
Одним из методов стратегического анализа является GAP-анализ (от англ. Gap — щель), называемый также анализом стратегических «люков». Задачей анализа является установление разрывов между намеченными маркетинговыми целями предприятия и его реальными возможностями (рис. 2.9).
Рис 29 Графики GAP-анализа
Основные этапы GAP-анализа:
определение основного стратегического показателя деятельности предприятия (например, доля рынка, выручка, рентабельность),
выявление реальных возможностей предприятия во временной динамике,
определение конкретных показателей стратегического планирования, обеспечивающих рост доли рынка,
установление «разрыва» между показателями стратегического плана и реальными возможностями,
разработка мероприятий по устранению «разрыва»
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия характеризуется его потенциальными возможностями обеспечивать доходность своего бизнеса в долгосрочной перспективе.
Конкурентоспособность является агрегированным показателем, содержащим в себе как характеристики самого хозяйствующего субъекта, так и выпускаемого продукта или услуги.
Во многом успешная деятельность на рынке определяется потенциалом предприятия. Потенциал предприятия представляет собой реальную или вероятную способность выполнить целенаправленную работу.
Для целей анализа потенциала предприятия в целом его следует разделить на четыре категории:
Базовый потенциал, обеспечивающий предприятию возможность достижения основных коммерческих целей, создания экономических ценностей и извлечения при этом прибылей Базовый потенциал связан с конкурентными преимуществами предприятия, и поддержание и развитие его позволяет получить устойчивое конкурентное преимущество на рынке.
Скрытый потенциал — это активы, не представляющие конкретного преимущества на сегодняшнем этапе, хотя в перспективе могут трансформироваться в базовые средства. Сюда следует отнести кадровый потенциал предприятия, накопленный опыт работы в определенной сфере бизнеса. Когда скрытый потенциал достигает определенного уровня, он может быть реализован в виде открытия нового направления бизнеса, улучшения потребительских свойств товаров и т.д.
Убыточный потенциал. Наличие убыточного потенциала приводит к потреблению ресурсов без какой-либо прибыли для предприятия. В частности, из-за нерациональной организационной структуры могут возникать расходы на дублирование функций.
Пересекающийся потенциал характеризуется наличием у предприятия активов, обеспечивающих эффективное использование других потенциалов в частности, хорошо функционирующая система управления сбытом, финансами.
Успешно функционирующая организация не только извлекает текущие доходы, но и обеспечивает развитие всех указанных выше потенциалов.
Внешне конкурентоспособность организации проявляется как его платежеспособность, финансовая устойчивость, инвестиционная привлекательность. Для оценки конкурентоспособности могут быть использованы методики финансового анализа и другие методы количественного и качественного анализа хозяйственной деятельности.
Конкурентоспособность товара или услуги, выпускаемой предприятием, является одной из главных составляющих его успеха на рынке.
Конкурентоспособность товара — это его способность обеспечивать коммерческий успех в условиях конкуренции Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей по качественным, техническим, экономическим и эстетическим характеристикам, а также по условиям реализации (сервис, цена, сроки, реклама).
Анализ конкурентоспособности товара должен осуществляться непрерывно в системе управления маркетингом (рис. 2.10).
Рис. 2.10 Анализ конкурентоспособности товара
Для целей управления конкурентоспособностью товара необходимо выявить основные элементы этого интегрированного показателя с целью разработки соответствующих управляющих воздействий (рис. 2.11).
Конкурентоспособность товара требует количественных оценок. Не имея конкретных количественных измерителей, управлять столь интегрированным показателем, формируемым на всех этапах его создания, практически невозможно.
Не следует отождествлять конкурентоспособность с продуваемостью товара, так как возможна продажа по демпинговым ценам, конъюнктурно-политическим соображением, что не всегда обеспечивает прибыль предприятию.
Существуют два подхода к оценке конкурентоспособности с позиций производителя и с позиций потребителя.
На всех фазах жизненного цикла товар должен приносить доход его производителю. При этом в измерении доходности должна быть отражена динамика доходности:
Dt = nt x dt
где Dt — прибыль от реализации товара в един. времени; nt — объем продаж в единицу времени, dt — прибыль от реализации единицы товара.
Рис. 2.11 Показатели конкурентоспособности продукции
Общая доходность товара выразится суммой результатов по интервалам (единицам времени) и будет максимальной, если в каждую единицу времени доходность оптимальна.
Это может быть достигнуто, если в каждом оцениваемом интервале назначить оптимальную цену, продиктованную соотношением спроса и предложения, на частном сегменте рынка в данный период времени.
В контексте указанной проблемы используется ценообразование с учетом прогнозируемой реакции конкурентов (табл. 2.6).