для специальности 080111 «Маркетинг» компонента Ф.10 цикла ОПД
Для специалистов
курс 3
семестр 6
лекции 22 час
практические занятия 18 час
самостоятельные занятия 39 час
КСР 1 час
Всего часов 80 час
Форма контроля-
семестр VI (зачет)
Составители: к.э.н., доцент кафедры «Маркетинг» А.В. Старикова
ассистент кафедры «Маркетинг» Е.А. Завьялова
Кемерово, 2008
Рабочая программа дисциплины «Ценообразование» компонента Ф.09 цикла ОПД составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 080111 «Маркетинг».
Рабочая программа обсуждена
на заседании кафедры маркетинга
Протокол № ___ от ____ 200_г.
Зав. кафедрой маркетинга
д.э.н, профессор
___________А.М. Лавров
Одобрено методической комиссией
Протокол № ___ от _____ 200_г.
Председатель УМК факультета
к.э.н, доцент
__________ О.Н.Козлова
Организационно-методический отдел
Пояснительная записка.
В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе, цена опосредует все товарно-денежные отношения. Ценообразование представляет процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями ,которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени.
Характерны два основных подхода к ценообразованию: затратный, когда в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения, и ценностный, основанный на экономической ценности товара для потребителя.
«Ценообразование» - одна из основных дисциплин, необходимых для подготовки экономистов. Рыночная экономика основывается на самостоятельных, экономически обоснованных товаропроизводителях, а для них цены - решающий фактор. Рынок диктует условия выживания, поэтому правильно выбранная ценовая стратегия, грамотная тактика формирования цен, экономически выверенные методы ценообразования составляют основу успешной деятельности любого предприятия.
Курс «Ценообразование» неразрывно связан с другими курсами для подготовки экономистов, такими как «Маркетинг», «Менеджмент», «Основы экономической теории», «Бухгалтерский учет» и т.д. Наряду с общими, методологическими вопросами практики рыночного ценообразования в курс включены специфические проблемы ценообразования: установление цен на продукцию различного назначения, во внешнеэкономической деятельности предприятия.
Рабочая программа содержит тематический план, требования к основным знаниям, умениям, навыкам студентов, предлагается самостоятельная работа для студентов, указываются формы контроля знаний, изложено содержание лекционных и семинарских занятий, а также предлагаются задачи, тесты, темы рефератов, основная и дополнительная литература, вопросы к зачету.
Учитывая сложность проблемы ценообразования, предполагается в итоге изучения этого курса приобретение необходимых знаний в этой области для выбора правильного подхода в установлении цен в практической деятельности.
Предлагаемая программа по дисциплине «Ценообразование» призвана решить следующие задачи:
Оптимально организовать процесс изучения предмета.
Дать студентам ориентиры по знаниям и умениям, получаемым в ходе учебного процесса.
Привести необходимую для изучения курса студентами основную и дополнительную литературу.
Предоставить необходимые материалы для активной самостоятельной работы студентов.
Определить критерии выявления уровня знаний у студентов в соответствии с предполагаемыми знаниями, умениями и навыками.
В ходе изучения дисциплины предполагаются следующие виды контроля знаний:
- Рейтинговая оценка знаний студентов на основе:
- тестирование
- решение кейсов
- решение задач по темам курса,
- Зачет.
Цель преподавания дисциплины:
1. Содействовать подготовке экономистов различных специальностей, умеющих применять знания, полученные в ходе учебного процесса на практике.
2. Познакомить студентов с современными подходами к ценообразованию, с возможными вариантами решением проблем ценообразования в различных областях.
3. Обучить анализировать, аргументировать и доказывать собственную точку зрения
В соответствии с Государственным образовательным стандартом студент по мере изучения курса должен знать:
- Роль цены в условиях рынка.
- Сущность и взаимосвязь цены и стоимости
- Функции цен и ценообразующие факторы
- Основы методологии ценообразования
- Состав и структуру цен, в том числе надбавки и скидки
- Виды цен и их классификация.
- Методы расчета цен.
- Базовые стратегии и ценовую тактику.
- Регулирование цен в России и за рубежом, методы и формы регулирования
- Особенности ценообразования в отдельных отраслях народного хозяйства.
Студент должен уметь:
· находить и использовать соответствующую информацию для принятия оптимального решения по проблемам ценообразования на практике,
· выбирать оптимальные стратегии ценообразования для товаров, в цене которых различное соотношение приростных затрат,
· анализировать и обосновывать ценовые решения при инвестиционном проектировании, изменении цен и затрат,
· обосновывать применение различных скидок, наценок и уценок товара в количественном измерении.