Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в истории социологии рассматриваются как крупные ученые теоретики и практики. Их теория значительно противостояла другим теориям того времени, а взгляды и выводы подвергаются критике и сегодня. Но, тем не менее, их учения имеют право на жизнь, кардинально отличаются по взглядам и оценкам, направлены на характеристику как общества в целом, так и отдельных его структур.
Ведущими теориями Маркса и Энгельса являются следующие.
Материалистическое понимание исторического процесса. Суть их взглядов в том, что Маркс и Энгельс среди главных движущих причин развития исторического процесса усматривали материальные условия жизни общества, материальные потребности и интересы людей, их стремления, уровень их удовлетворенности. А материальные интересы в свою очередь определяют идеи, теории, стремления, психологический настрой и социальные потребности и действия людей.
Общественное бытие определяет общественное сознание. Общественное бытие – это реальный процесс жизни людей, это их материальная и общественная практика, это производство материальных благ, удовлетворение материальных и других потребностей. Общественное сознание есть отражение общественного бытия людей в ходе их практики, социальной деятельности. Общественное сознание – производная от общественного бытия людей, но при этом вбирает в себя накопленное религией, моралью, политикой, правом, наукой, искусством.
Определяющая роль способа производства в жизни общества. Под способом производства понимается материальная основа существования и развития общества. Способ производства включает две стороны: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – люди с их знаниями, навыками, опытом, умениями, а также средства производства. Производственные отношения – отношения, в которые вступают люди в производственной деятельности. Суть производственных отношений зависит от объективных условий производственной деятельности, а именно от потребностей людей, потребностей производства, от характера производительных сил. Именно производительные силы определяют производственные отношения.
Основные сферы общественной жизни. Согласно марксизму, общественные отношения делятся на материальные и идеологические.
Материальные – прежде всего, экономические, производственные и материальные отношения, которые складываются и проявляются независимо от воли и сознания человека.
Идеологические отношения возникают из объективных потребностей людей – это политические, правовые, религиозные, нравственные, эстетические, культурные.
Экономические отношения – отношения в сфере производства, товарно-денежных отношений и удовлетворении потребностей и интересов людей.
Социальная сфера – сфера взаимодействия социальных групп, общностей по поводу их жизнедеятельности, условий труда, справедливости в распределении социальных благ, регулирования конфликтов и противоречий, регулирования социальных интересов, потребностей.
Политическая сфера – сфера, в которой функционируют партии, организации, правовые, политические, государственные и другие институты.
Духовная сфера – функционирование науки, образования, воспитания, морали, искусства, религии.
Учение Маркса и Энгельса об общественно-экономических формациях. Они представили развитие человечества как объективный, закономерный, поступательный, прогрессивный, естественно-исторический процесс. Происходит это на основе объективных законов развития общества. Важнейшими из них можно назвать: закон, определяющий роли способа производства в развитии общества; закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил; закон опережающей роли экономического базиса по отношению к надстройке; закон первичности бытия и вторичности общественного сознания; несоответствие устаревших экономических отношений прогрессивно развивающимся производительным силам ведет к замене первых, иногда революционным путем.
Сущность диалектики исторического процесса. Маркс и Энгельс к проблемам социальной диалектики относили следующее:
– взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;
– взаимодействие производительных сил и производственных отношений;
– взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;
– взаимодействие субъектов исторического процесса;
– взаимодействие индивидуального и социального;
– проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь их потребностей и интересов;
– отрицание и преемственность в общественном развитии.
Проблемы свободы индивида К. Маркс рассматривал в связи с проблемами эмансипации, конкретных прав человека и концепции отчуждения.
В работе «Экономико-философские рукописи 1944 года» К. Маркс показывал, что отчуждение проявляется, прежде всего, в разрыве единства рабочего и предметов его производства. Рабочие отчуждены от продукта своего труда, результаты труда принадлежат не им, а собственникам. Принося им богатство, труд производит обнищание рабочего. Это обусловливает принудительный характер труда. Вынужденная работа для рабочих не является самоценностью, является лишь способом добывания средств к существованию.
Рабочий приносит себя в жертву, теряет свой человеческий потенциал.
Процесс отчуждения затрагивает отношения и между самими рабочими. Прежде всего, утрачивается кооперативный характер работы, люди изолированы друг от друга, разрушаются дружеские связи. Потому что каждый рабочий стремиться сохранить свое рабочее место, конкурируя друг с другом.
Отчуждение, по Марксу, способствует формированию ущербной ментальности людей. Они, выполняя примитивные функции, чувствуют себя комфортно и не стремятся к самосовершенствованию.
Следствиями отчуждения Маркс считал четыре позиции. Отчужденный труд человека отчуждает от него:
- природу;
- его самого, его жизнедеятельность;
- родовая сущность человека, как природа, так и его духовность, превращается в чуждую ему сущность, в средство для поддержания его индивидуального существования;
- происходит отчуждение человека от человека.
Главным условием, при котором становится возможным отчужденный, самоотчужденный труд, является частная собственность. Преодоление отчужденности К. Маркс связывал с упразднением частной собственности и институтов, поддерживающих частнособственнические отношения.