Скидка за большой объем закупок — мера снижения стандартной продажной цены, которая гарантируется покупателю, если он разово или в течение некоторого периода приобретет партию товара с объемом, большим определенной величины.
При этом скидка может быть выражена одним из трех способов:
· в виде процента снижения номинальной (прейскурантной) цены;
· в виде числа единиц (объема) товара, который может быть получен бесплатно или по пониженной цене;
· в виде суммы, которая может быть покупателю возвращена или зачтена в счет оплаты им следующих партий товара.
Экономической основой установления скидок за большой объем закупок является эффект масштаба. При существующем спросе снижение цены в результате использования скидки с номинального уровня до контрактного приводит к увеличению объема продаж, а следовательно, и к увеличению объемов производства. Но увеличение объемов производства ведет к снижению средних затрат на производство (уменьшиться могут как удельные переменные, так и удельные постоянные затраты).
И если величина скидки выбрана правильно, то в результате такой коммерческой политики фирма все же получит прирост прибыли, несмотря на снижение реальной цены продаж.
Механизмы формирования скидок за большой объем закупок могут различаться в зависимости от того, какого рода скидки используются.
Н е к у м у л я т и в н ы е с к и д к и
Некумулятивные скидки за объем разовой закупки призваны поощрять покупателей к приобретению как можно больших партий товаров. Логика таких действий фирмы-продавца состоит в том, что увеличение объема партий позволяет добиться экономии затрат на организации продаж, хранении, обработке документации и особенно транспортировке.
Верхней границей величины таких скидок выступает сумма экономии, получаемой фирмой-продавцом при увеличении объема единичной партии поставки. Схема таких скидок может быть, например, такой, как приведена в табл. 2.
Таблица 2