Под тактикой ценообразования понимается набор конкретных практических мер по управлению ценами на продукцию фирмы, используемых для решения поставленных перед ценовиками задач. К числу таких мер обычно относят всякого рода скидки и надбавки к ценам
По своей коммерческой природе скидка может быть одной из двух типов: либо плановая, либо тактическая. Плановые скидки формируются за счет общей суммы накладных расходов и обычно настолько замаскированы, что иногда их так и называют — «замаскированные». Именно к этому роду скидок можно отнести организацию фирмой-производителем рекламы своей продукции с указанием списка торговых фирм, которые этой продукцией торгуют. Тем самым фирма-производитель реально экономит средства своих дилеров на рекламирование ими своих торговых названий, что по экономической природе равнозначно предоставлению им дополнительной скидки.
Остальные типы скидок относятся к категории тактических. Их объединяет один экономический источник — прибыль, а также общая задача — создание дополнительных стимулов для покупателя совершить покупку. Использование тактических скидок ведет к снижению реальной цены приобретения товара и соответственно к увеличению премии покупателя, которая представляет собой разницу между экономической ценностью товара для покупателя и ценой, по которой ему этот товар удалось купить.
К основным типам тактических скидок можно отнести: скидки за большой объем закупок (некумулятивные, кумулятивные и ступенчатые); скидки за внесезонную покупку; скидки за ускорение оплаты; скидки для поощрения продаж нового товара; скидки при комплексной закупке товаров; скидки для «верных» или престижных покупателей.
Рассмотрим каждый из типов скидок более детально.