В рамках национальной экономики торговый капитал выполняет свою основную функцию посредством внутренней и внешней торговли. В передовых капиталистических странах с разносторонне развитой экономикой ведущая роль в реализации совокупного общественного продукта принадлежит внутренней торговле.
Внутренняя торговля – это торговля, осуществляемая в пределах национальной экономики страны.
Внутренняя торговля осуществляется в двух основных формах – оптовой и розничной торговли. Для оптовой торговли характерна купля-продажа товаров крупными партиями, в основном самими производителями через товарные биржи, аукционы, ярмарки и т.д. При розничной торговле товары и услуги реализуются конечным потребителям через магазины, предприятия общественного питания и обслуживания, посылочную и электронную торговлю и т.д.
Товарная биржа – это рыночный институт, осуществляющий крупную оптовую торговлю однородной и стандартной продукцией (хлопок, зерно, металл и др.).
Внешняя торговля – это торговля данной страны, её хозяйственных субъектов с другими странами или субъектами других стран.
Внешняя торговля осуществляется посредством ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров. Причиной её существования является международное разделение труда, кооперирование и интегрирование производства. Она выступает средством формирования экономических связей между государствами, входящими в мировое экономическое пространство. Вместе с тем внешняя торговля часто оказывается ареной конкурентной борьбы за рынки сбыта товаров, источники сырья и сферы приложения капиталов.
Уровень развития внешней торговли конкретной страны характеризуется состоянием её баланса внешней торговли, который отражает соотношение между потоками экспорта и импорта товаров и услуг. Баланс внешней торговли признаётся активным, когда стоимость экспортируемых товаров и услуг превышает стоимость импортируемых товаров и услуг. В противоположном случае внешнеторговый баланс является пассивным. При этом стоимостная разница между импортом и экспортом товаров и услуг образует дефицит баланса внешней торговли.
Сравнительно небольшую роль в сфере торговли капиталистических стран играют потребительская и снабженческая кооперация. В потребительские кооперативы объединяются в основном наёмные работники, проживающие в городах. Такие кооперативы закупают товары непосредственно у производителей и продают их потребителям по ценам ниже, чем в магазинах, принадлежащим торговым капиталистам. Снабженческо-сбытовые кооперативы объединяют мелких товаропроизводителей, преимущественно крестьян, фермеров. Они более эффективно организуют сбыт продукции своих пайщиков и приобретают необходимые им средства производства.
В целом, последние две формы торговли характерны для развивающихся стран.