Цены, ценообразование, ценовая полтика являются одним из ключевых элементов ценообразования. Цена представляет собой рыночную категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Цена определенного количества товара составляет его стоимость. Таким образом, цена-это денежная стоимость товара Когда единица конкретного товара обменивается на определенное количество другого товара, это последнее становится товарной иеной данного товара.
Цена - сложная экономическая категория. В ней фокусируются практически все основные экономические отношения в обществе. Прежде всего, это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, а также к созданию, распределению и использованию денежных накоплений. Цена опосредствует все товарно-денежные отношения.
Ценообразование - процесс формирования цен на товары и услуги. Существуют две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базе взаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственное ценообразование - формирование цен государственными органами. При этом в рамках затратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения. Установление единой цены для всех покупателей - дело сравнительно новое.
Исторически цены устанавливали продавцы и покупатели в ходе переговоров друг другом. Продавцы запрашивали цену выше той, которую намеревались.
1. Факторы, влияющие на ценообразование
Перед всем и коммерческим и некоммерческим и организациям и в качестве одной из основных встает проблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование представляет весьма сложный процесс, подвержено влиянию множества факторов. Они делятся на внутренние факторы, связанные с деятельностью предприятия и в частности с руководством, также на внешние факторы, которые не зависят от предприятия.
Внутренние факторы:
- реклама (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);
- специфика производимой продукции (чем выше степень ее обработки, тем цена выше);
- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);
- рыночная стратегия и тактика производителя:
- специфика жизненного цикла продукции;
-мобильность производственного процесса;
- длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;
- организация сервиса при продаже и в последующем периоде;
- объем рынка;
- имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Внешние факторы:
- политическая стабильность страны:
- отсутствие необходимых ресурсов;
- характер регулирования экономики государством ;
- уровень и динамика инфляции:
- объем спроса;
- уровень конкуренции.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
1. Сущность цены и ценообразования.
2. Затратная теория цены, маржинальная теория цены и ценообразования.