Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги
Метод ценообразования – способ установления цен товаров
Ценовая политика представляет собой – общие цели фирмы, которые она пытается достичь, формируя цены на продукцию
Рыночная цена – сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги, при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями.
Монопольное ценообразование предполагает одну фирму в производстве или торговле одним товаром
Научная обоснованность цен – это среднерыночная цена безразличия
Политика ценообразования – это общая политика, проводимая фирмой, занимающейся производством многих продуктов, при установлении цен на свою продукцию
Базовыми факторами в условиях товарного рынка являются различные затраты — внутрипроизводственные и внепроизводственные. Изменение цен под воздействием этих затрат происходит в том же направлении, что и изменение затрат.
Конъюнктурные факторы являются следствием изменчивости рынка и зависят от макроэкономических условий, потребительского спроса и т. п.
Регулирующие факторы определяются степенью вмешательства государства в экономику.
Кроме того, факторы, определяющие колебания цен вверх или вниз от стоимости товара, разделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы зависят от самого производителя, его руководства и коллектива. Внешние— как правило, не зависят от предприятия.
Регулируемые — цены, которые формируются под влиянием колебаний спроса и предложения, но испытывают определенное лимитирующее воздействие государственных органов ценообразования, министерств и ведомств, ограничивающих их рост или снижение в различной степени.
Свободные — цены, которые свободно формируются только под влиянием изменения конъюнктуры рынка и не испытывают прямого государственного влияния.
Фиксируемые — цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменение которого возможно только в соответствии с решениями органов государственного ценообразования. В условиях рыночной экономики круг товаров, на которые устанавливаются фиксируемые цены, ограничен.
Стратегия единых цен (установление цены, единой для всех потребителей) — направлена на укрепление доверия потребителей к фирме и ее товару, простота в применении, открывает возможности торговли по каталогам, посылочной торговли. Стратегия единых цен на практике применяется не так часто, ограничена временными, географическими и товарными рамками.
Стратегия гибких эластичных ценопирается на изменение уровня продажных цен в зависимости от возможности покупателя торговаться. Гибкие цены, как правило, используют при заключении сделок по индивидуальным товарам или по товарам, выполненным на заказ.
Стратегия стабильных (стандартных) цен предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение долгого времени. Эта стратегия характерна для массовых продаж однородных товаров, по которым на рынке выступает большое количество фирм-конкурентов, например, цены на транспорт, журналы и т. д. В этом случае независимо от места продажи в рамках довольно длительного времени для любого покупателя товары продаются по одной и той же цене.
Стратегия меняющихся (нестабильных) цен предусматривает зависимость от ситуации на рынке, спроса потребителей или издержек производства и продаж самой фирмы. Фирма устанавливает разные уровни цен для разных рынков и их сегментов.